Горный Турклуб МГУ ^  На первую страницу отчета

back  Конвой до погранзаставы на реке Каравшин Отчет о спортивном походе 4 к.с. на Памиро-Алае
(Матча) (2010г)
Долина реки Кшемыш  forward

На погранзаставе в Ворухе

К погранзаставе в Ворухе подъезжаем примерно через полчаса после выезда с блокпоста. На территории выгружаем рюкзаки, переносим их в красный уголок и некоторое время ждем. Погранзаставу мы явно застаем в период смены власти после весенней революции, портрет Бакиева уже успели убрать, но его цитаты по стенам еще развешены. :) Минут через 15 к нам заходит наш главный конвоир и говорит, чтобы мы со всеми документами шли к начальнику заставы. Впятером идем к нему. Командиром оказывается военный возрастом около 30 лет по имени Бахтияр. Мы представляемся, он проверяет наши документы, говорит, что мы совершили незаконный переход государственной границы Киргизии. Я в очередной раз начинаю рассказывать всю историю нашего заезда в район, девушек в этот момент Бахтияр отпускает, дальше общаемся вдвоем. Из разговора наконец-то картина проясняется. Оказывается, что мы нарушили границу не в горах, и проблема не в незаконном нахождении в погранрайоне. Наша ошибка была при заезде в Ворух, фирма не имела права завозить нас в таджикский анклав без проезда через международный контрольно-пропускной пункт недалеко от Баткена. Формально, даже находясь в Ворухе на территории Таджикистана, граждане России должны иметь отметку о выезде из Таджикистана и въезде в Киргизию. Пересечение границы вне КПП - серьезное нарушение межправительственного соглашения глав стран СНГ, и погранотряд на месте должен ловить нарушителей. Информация о нас у пограничников появилась от военного, который пропустил нас на перевале Дунон, все паспортные данные были на отсканированных копиях, которые мы ему оставили. Сделав запрос в Баткен, военные выяснили, что через КПП мы не проезжали, и начали пытаться догонять нас на маршруте.

Дальше пытаюсь выяснить, что нас может ждать за такое нарушение. Сначала ответ однозначный, сегодня-завтра нас должны вывезти в Баткен и передать в местное отделение ФСБ. В течение 3 дней оно будет проверять нас на причастность ко всем возможным преступлениям, после чего, если ничего криминального не выянится, нас депортируют из Киргизии. В случае депортации по этой схеме всем нам светил 10-летний запрет на въезд во все страны Средней Азии. Идти по этой схеме нам, конечно, совсем не хотелось...

Поняв ситуацию, пытаюсь аккуратно поинтересоваться, есть ли какой-то другой вариант развития событий. Сначала получаю отрицательный ответ, есть процедура и мы должны по ней действовать. К тому же, о ситуации с нашими поисками было известно даже в министерстве обороны Киргизии в Бишкеке, что явно усложняло ситуацию. Еще раз повторяю нашу историю, делая акцент на том, что нашей вины в сложившейся ситуации нет. Основной проблемой была жутчайшая некомпетентность и прямой обман со стороны Памир Трэвел. К тому же, мы прошли границу Киргизии на выходе из Воруха, отметившись у киргизского военного и оставив ему копии документов и подробный график маршрута, что доказывало наше намерение все сделать по закону. Через какое-то время Бахтияр говорит, что, возможно, есть другой вариант, но на него должен дать согласие глава погранрайона и он будет стоить денег. Я аккуратно уточняю сколько, Бахтияр называет сумму в сомах. Быстро пересчитываю в уме, понимаю, что со всей группы выходит около 170 долларов. Это, естественно, нас устраивает намного больше, чем проверки в ФСБ и депортация. Быстро соглашаюсь, уточняем у главы погранрайона, можно ли выправить документы на границе, получаем в целом положительный ответ, хотя мне придется лично приехать к нему с Бахтияром и еще раз дать объяснения по поводу случившегося. С Бахтияром договариваемся, что выедем минут через 15, иду обрадовать девушек, что все может обойтись малой кровью.

Девушки отдыхают в красном уголке, за время моего отсутствия наш бывший конвоир успел им рассказать о депортации. Новый вариант развития событий всем нравится намного больше. :) Быстро собираем имеющийся резерв денег, беру с собой большой запас, полагая, что все-таки 170 долларами дело не ограничится. Через 10 минут на легковой машине вдвоем с Бахтияром и всеми паспортами выезжаем выправлять документы. Около получаса тратим на небольшой ремонт машины, когда отъезжаем от погранпоста туда как раз въезжает автобус, привозящий парней с блокпоста.

Сначала едем в Баткен отчитываться перед главой погранрайона. Дорога очень живописна. Бахтияр прекрасно разговаривает по-русски, общаемся почти как старые друзья. :) Он рассказывает, что 6 лет учился в Голицыно в академии погранвойск, до последней революции служил в Бишкеке, а с апреля новая власть стала менять всех глав погранзастав, поставленных при Бакиеве, и его направили сюда на повышение. К туристам они относятся хорошо(если все правильно сделать), и с ними даже можно договориться о машинах и заезде в горы. Жалею, что раньше мы этого не знали. Минут через 40 подъезжаем к военной части на окраине Баткена, где нас ждет полковник - командир Баткенского погранотряда. Перед встречей Бахтияр говорит, что полковнику также придется заплатить за положительное решение вопроса. Я отдаю деньги Бахтияру, этот вопрос решаем через него, и иду отчитываться перед полковником.

Разговор начинается традиционно, мне рассказывают, что мы незаконно пересекли таджикско-киргизскую границу, ссылаясь на соответствующие законы. Я в очередной раз за последние три дня подробно излагаю историю нашего заезда в район. Полковнику она явно прекрасно известна, и он дополняет ее деталями, которых мы не знали. Оказывается, что ловить нас начали только на третий день после того, как мы перешли через Дунон. Военный, пропустивший нас и взявший копии паспортов, должен был в тот же день отчитаться перед полковником, но на следующий день Роза Отунбаева прилетала с официальным визитом в Баткен, и информация до полковника дошла с двухдневным опозданием. После этого сразу проверили наши номера паспортов по базе на международном пропускном пункте, выяснили, что там границу мы не пересекали, и доложили об этой ситуации в Бишкек. Оттуда пришел приказ нас поймать. На перевале Бирксу от нас отстали примерно на два часа, видели следы нашего пребывания на седловине. В процессе рассказа я также узнал много интересного, например то, что район Матчи - единственный участок южной границы Киргизии, на который не распространяются распоряжения об усилении охранного режима на границе. Военные не верят, что кто-то кроме туристов сможет пересечь границу в районе Зеравшанского ледника. :) Разговариваем около 30 минут, в конце разговора полковник просит меня выйти, Бахтияр передает ему деньги.

Сразу после этого выезжаем на международный контрольно-пропускной пункт. От погранзаставы до него ехать недалеко, порядка 15 минут. Выходим на киргизской стороне КПП, Бахтияр быстро договаривается со своими знакомыми, и мы отдаем наши паспорта, чтобы в них проставили отметки о выезде из Таджикистана и въезде в Киргизию. Пока один из пограничников занимается нашими документами, мы идем в подсобное помещение, выпиваем и разговариваем. Процесс простановки печатей в паспорта занимает около сорока минут, после чего мы с Бахтияром выезжаем в Баткен. Там покупаем ребятам плов, овощи, фрукты и выпивку и едем обратно на заставу в Ворух. Бахтияр говорит, что завтра они завезут нас обратно в горы, я пытаюсь прикинуть, есть ли у нас еще какие-то шансы пройти маршрут хотя бы в сильно урезанном варианте. Кажется, что мы еще можем уложиться, если начать в долине Кшемыша(обратно в долину Джиптыка никто из нас не хочет возвращаться ни в каком варианте), но нужно садиться всей группой и аккуратно считать, есть ли у нас дни запаса на такой маршрут. К тому же у меня нет уверенности, что все решатся сделать еще одну попытку. Предварительно договариваюсь с Бахтияром, что нас завтра завезут по долине Кшемыша и помогут договориться о найме лошадей для завоза груза выше по долине.

Примерно в 23:45 возвращаемся на погранзаставу. Никто не спит, все ждут, чем закончится история с нашими документами. Вместе радуемся, что все получилось. :) Военные зовут нас на ужин, ребят накормили до этого, но, в любом случае, нужно вместе посидеть и пообщаться. До ужина обсуждаем наши будущие планы, аккуратно рисуем возможный план-график. Ясно, что завтрашний день у нас уйдет на отдых, нужно отсидеться на месте и подлечить стертые и сбитые ноги. График выходит вполне разумный, в дальнейшем мы четко прошли по нему оставшуюся часть похода. После этого идем на ужин, долго сидим и выпиваем с Бахтияром и главой местного спецназа. Девушки в какой-то момент идут спать, ребята сидят почти до пол-четвертого ночи. Радуемся, что за последние несколько лет киргизы научились делать качественную водку. :)

3 августа подъем в 8:30. Завтракаем на заставе, грузимся в машину и в 10:20 выезжаем. Проезжаем через Ворух, мимо дома Джалиля, поднимаемся на перевал Дунон. На нем останавливаемся на полчаса, выпиваем, военные дают желающим пострелять из винтовки и предлагают нам взять ее с собой в горы. :) Потом съезжаем в долину Кшемыша и заезжаем чуть выше по долине до коша, в котором живут знакомые Бахтияра. Разгружаемся(фото 47), обедаем в коше, допиваем остатки водки. По группе ходит шутка, что для похода в Матчу у руководителя должна быть здоровая печень. :) Пограничники предлагали нам перейти реку Кшемыш и пообедать на другой стороне, но мы, оценив сложность переправы, решили этого не делать. На обеде договариваемся о лошадях наверх и обратном выезде. Наконец, примерно в 17:30 военные уезжают обратно на заставу, мы пораньше ложимся спать, чтобы отдохнуть перед повторным выходом на маршрут.