Горный Турклуб МГУ ^  На первую страницу отчета

back  Долина реки Джиптык Отчет о спортивном походе 4 к.с. на Памиро-Алае
(Матча) (2010г)
На погранзаставе в Ворухе  forward

Конвой до погранзаставы на реке Каравшин

1 августа общий подъем в 7:30. Серега сразу же пошел узнавать, решили ли все-таки, что с нами делать. Еще раз созвонились по спутниковому с погранзаставой и оттуда поступила четкая команда собираться и идти вниз со всеми вещами. Сколько и куда придется идти нам так и не объяснили, версии менялись каждую минуту в зависимости от настроения пограничников. Было понятно, что с рюкзаками на себе мы быстро не пойдем и нужно договариваться о лошадях. Пограничники отправили нас к леснику, сказав, что лошади его. Тот захотел за трех лошадей очень высокую цену, но у нас не было других вариантов, пришлось соглашаться. В процессе переговоров удалось понять, что мы пойдем через какой-то перевал, и мы договорились, что лошади довезут груз до верха. Дальше по версии пограничников оставалось только спуститься с перевала пару километров, и там мы должны были сесть на машину. За время этих переговоров в лагере приготовили завтрак и начали постепенно собираться. К 9:30 привели лошадей, мы погрузили на них рюкзаки и в 10:10 вышли.

От лагеря мы начали спускаться вниз по долине по хорошей тропе. Шли без привалов, хотя приходилось часто останавливаться из-за того, что рюкзаки съезжали с лошадей и нужно было их поправлять. Через некоторое время группа сильно растянулась, замыкающими шли Серега, Володя и командир пограничников. По пути пытались наладить отношения с конвоирами, разговаривая на различные темы. В принципе, общались мы нормально, особой напряженности не чувствовалось. Примерно через час после начала спуска тропа начала отходить от реки и постепенно полого подниматься на склон справа. Высота в нижней точке спуска была около 2400 метров, точно измерить не было возможности. Сначала мы решили, что нас ведут на перевал Джиптык, знакомый нам по описаниям и фотографиям, но тропа уходила дальше по долине. Через какое-то время вышли на короткий участок, где тропа обходила небольшой скальный выход на склоне и потом круто поднималась вверх. На этом участке лошадь, идущая последней, споткнулась и упала, съехав на несколько метров вниз по склону. Мы ее разгрузили, но дальше она идти отказалась. К этому моменту группа растянулась настолько, что докричаться до идущих впереди не удалось, и вперед ушли наши сопровождающие, чтобы после подъема на перевал вернуть одну из лошадей вниз и довезти рюкзаки. Внизу остались дожидаться Серега, Володя и Миша. Было понятно, что до перевала еще не менее 400 метров набора и сами мы быстро на него не поднимемся. К тому же, это был первый день по-настоящему хорошей погоды, светило яркое солнце и было очень жарко. Мы совершили ошибку, не набрав воды из реки (побоялись, что в низовьях пить ее уже не стоит), и в это время дня идти вверх было очень тяжело.

Рядом с рюкзаками мы просидели около 40 минут, за это время никто не спустился. Стало понятно, что для экономии времени нужно пытаться постепенно подниматься. Как назло, на упавшей лошади были три самых тяжелых рюкзака группы, идти с ними вверх по такой погоде удавалось только короткими перебежками по 10 минут, потом приходилось отдыхать. За час с небольшим нам удалось набрать около 200 метров. Наконец к нам спустился один из пограничников с лошадью, мы погрузили на нее рюкзаки и медленно пошли на перевал - подъем на жаре с большим грузом нас очень сильно вымотал. С тропы открывались красивые виды на долину Джиптык (фото 41), а чуть впереди виднелись снежные пики Каравшина. Было очень красиво и очень обидно, что, скорее всего, у нас уже не получится в этом году пройти что-то завершенное. На последнем привале наш сопровождающий, плохо говорящий по-русски, с интересом спросил у нас "Первый год Джиптык?", и эта фраза на время стала девизом нашего похода. :) В 17:20 мы наконец поднялись на перевал.

Седловина представляет собой широкую травяную ложбину, в которой нас уже почти два часа дожидалась передовая часть группы и пограничники. Высота по альтиметру чуть меньше 3200 метров. В Москве по хребтовке 80-х годов нам удалось прикинуть, что, скорее всего, это был перевал Лар, и нас конвоировали этим путем чтобы не пришлось на выходе на погранзаставу пересекать территорию таджикского анклава. Воды на перевале не было, а пограничники имевшейся у них водой с нами не делились. С перевала еще раз по спутниковому созвонились с заставой и договорились, что за нами выходит машина. Отпустили лошадей, заплатив чуть меньше, чем договаривались - все-таки нам обещали, что груз на себе на перевал нам нести не придется. В 17:50 одеваем на себя рюкзаки и начинаем спуск с перевала.

Несмотря на то, что идем вниз, идется очень тяжело, особенно сказывается, что никто ничего с утра не пил. Через 20 минут делаем привал, к нам подходит командир пограничников и пытается заставить идти дальше. Мы отказываемся, говорим, что с рюкзаками нам нужно регулярно останавливаться и отдыхать. Он пытается с нами поспорить, мы предлагаем ему взять рюкзак у одной из девушек и попробовать пройтись с ним. Он берет самый легкий рюкзак и на следующем переходе отстает от нас на 10 минут. :) В момент, когда он нас догоняет, мы демонстративно встаем и идем дальше. :) За два перехода мы спустились с перевала и дальше идем по тропе в распадке(фото 42). Впереди виднеется небольшой кош (фото 43). Еще через переход командир бросает рюкзак, даже не обижаясь на наши неприкрытые шуточки. В 19:05 подходим к кошу. Делаем у него привал на полчаса, в сарае находим две бутылки воды, одну военные выпивают сами, вторую отдают нам. Каждому достается по паре глотков. К сожалению, ручей, судя по рельефу обычно текущий в ложбинке, полностью пересох, и больше воду брать неоткуда. Девушки пытаются подоить бродящих рядом коров, но особой пользы это не приносит.

Примерно в 19:40 выходим. Идем по хорошей тропе, которая траверсирует травяной склон практически без потери высоты, постепенно забирая вправо по ходу. По уверениям пограничников, идти нам остается немного, но, пройдя два перехода, мы по-прежнему не видим, куда нам спускаться. Пограничники налегке убегают вперед, мы с рюкзаками идем медленно и делаем привалы каждые 20 минут, но это не очень помогает - хочется пить и все предельно вымотаны. Поняв, что группа уже на грани, идем на принцип - садимся на тропе и говорим, что дальше мы не пойдем и хотим поговорить с главным конвоиром. Солдат убегает вперед, через некоторое время он возвращается к нам с командиром. Серега и Володя, отойдя подальше от группы, чтобы не нервировать остальных, вступают в переговоры. Около 50 минут разговариваем на повышенных тонах, наши требования - снять рюкзаки с девушек, вернуть спутниковый телефон, дать выяснить ситуацию с завозившей нас компанией и принести воды. Сначала нам пытаются угрожать, мы в ответ давим тем, что будем жаловаться в российское консульство, что условия конвоя явно не соответствуют нормам обращения с задержанными и что нам даже внятно не объяснили, в чем состоит наша вина. В процессе разговора занимаем очень жесткую позицию, угроз с наставлением на нас оружия не пугаемся - все-таки понятно, что имеем дело с официальными лицами и стрелять в нас никто не будет. Через некоторое время главный конвоир сдается и звонит по спутниковому телефону начальнику погранзаставы. Сначала он говорит с ним сам, потом отдает нам трубку. Мы еще раз спокойно излагаем нашу позицию, рассказываем о состоянии группы и объясняем, что если нам не помочь, то мы просто не сможем идти дальше. После этого разговора нашему конвоиру следует команда сделать то, о чем мы просим. Нам возвращают спутниковый, мы звоним Садулло. Как только он слышит о проблемах с киргизскими пограничниками, то сразу же начинает говорить, что это не его дело, что мы договаривались об оформлении документов только на таджикской стороне(что полностью противоречило всем договоренностям при заезде), и что сейчас он нам ничем помочь не может и мы должны разбираться сами. Новости для нас оказались, конечно, неутешительными, но по крайней мере хоть что-то прояснилось. С девушек рюкзаки сняли, воду не принесли - ее действительно в округе не было - но обещали выслать солдат с водой навстречу как только это будет возможно.

Примерно в 21:20 выходим дальше. Группа моментально растягивается, девушки, Дима и практически все солдаты убегают вперед, а главный конвоир, который опять взял женский рюкзак, начинает сильно отставать. Серега, Володя и Миша идут рядом с ним, чтобы попробовать уточнить ситуацию и понять наши перспективы. После разговора с Садулло отношение командира к нам резко улучшается, и нам приходится выслушивать долгие разговоры о том, какие плохие все таджики, а заодно и узбеки. Когда удается перевести разговор на какую-нибудь нейтральную тему, получается более-менее нормальное общение. Начинает темнеть, еще полчаса теряем на том, что на одном из привалов командир забыл свой вещмешок и за ним приходится возвращаться. Наконец, примерно в 23:15 уже в полной темноте доходим до очередного поворота тропы на склоне. Здесь есть более-менее плоское место, в 10 минутах впереди есть ручей, стекающий по скальной стенке, где можно набрать воды. Совместно решаем, что здесь мы остаемся на ночь, дальше идти никто не в силах, да и в полной темноте это становится небезопасным. Палатки ставим на двух более-менее плоских площадках чуть ниже тропы, место неудобное, но лучше в окрестностях нет. К тому же, три рюкзака, которые мы отдали солдатам, они унесли далеко вперед, и у нас явный недокомплект спальников и ковриков. Селим девушек в нормальную палатку, для ребят стелим на дно вещи и спим в одежде. Ночью тепло, высота всего 2340. Вечером удается отзвониться в Москву и, в максимально мягких формулировках, передать информацию о том, что с нами происходит.

2 августа общий подъем в 7:00. Быстро завтракаем, собираемся и в 8:35 выходим. Продолжаем идти траверсом по хорошей тропе. Примерно через 40 минут поднимаемся на небольшой перевал через отрог, предположительно, перевал Тотен на старой хребтовке Матчи. Внизу видна обжитая долина с несколькими кошами. Спускаемся к ближайшему из них в 9:45(фото 44)(фото 45). Здесь нас ждут убежавшие вперед солдаты, похоже планировалось, что вчера мы должны были дойти до этого места. Останавливаемся в коше на отдых и завтрак. Командир конвоя спрашивает, нет ли у нас спирта, руководитель думает, стоит или нет его светить, потом все-таки достает бутылку. Ребята выпивают вместе с военными, мы пытаемся их поторопить - хочется побыстрее спуститься, чтобы наконец-то определиться с тем, что нас ждет. Но достать спирт было серьезной ошибкой, после него все солдаты уже никуда не торопятся. В 11:30 с двумя сопровождающими и всеми рюкзаками мы выходим вниз по долине (фото 46), нам обещают, что машина недалеко и все военные скоро выйдут вслед. Сверху кажется, что дорога должна идти в следующем распадке, но, дойдя до него, понимаем, что идти нужно еще несколько километров. Очень жарко, и под рюкзаками все доходят до этого места на последних остатках сил. Высота 1940. Садимся здесь и начинаем ждать, когда нас догонят оставшиеся в коше.

Сидим на месте долго, почти три часа. Пытаемся договориться с расположившимися рядом тремя солдатами, что мы понемногу пойдем дальше, если с девушек снимут рюкзаки, но это безрезультатно - команды им никто не дал, а самим им по жаре идти с грузом не хочется. Некоторое время ругаемся с ними на повышенных тонах, потом бросаем эти попытки. Хорошо, что хотя бы на этом месте есть вода, после вчерашнего марш-броска организм никак не может напиться. В нормальном походном режиме пить воду на такой высоте с пасущимися вокруг животными мы бы не стали, но сейчас качество этой воды уже никого не интересует. Через полтора часа Серега с Володей возвращаются наверх к кошу, оставшиеся там конвоиры минут через 20 после нашего визита все-таки выходят. В 14:30 проходим место, где мы сидели на отдыхе, и все вместе начинаем спуск дальше по долине.

Спуск до машины занял еще полтора часа, хотя по ощущениям казалось, что все три. Чуть ниже того места, где мы сидели, началась дорога, плохая, но проходимая для транспорта, и постоянно была надежда, что идти уже немного, которая каждый раз не сбывалась. От машины к нам поднялось несколько человек из киргизского спецназа, они забрали рюкзаки у девушек и ушли вперед. Спустились мы, насколько удалось нам понять, до основной долины Каравшина, машина ждала нас у моста в месте, где дорога переходила с правого на левый берег реки. Дойдя до машины, все разбрелись, хотелось побыть в тени или умыться в реке и совершенно не было сил что-то делать. Через какое-то время военным все-таки удалось нас собрать, в машину загрузили рюкзаки, на свободные места сели девушки и Серега. Ехать до блокпоста оказалось примерно полтора километра. Машина выгрузила нас и уехала обратно за оставшимися у моста ребятами. На блокпосту к нам были настроены дружелюбно, напоили чаем и накормили арбузом. К тому моменту, как машина вернулась на блокпост, с погранзаставы в Ворухе поступила команда сразу же вести нас вниз. В машину опять сел Серега с девушками и в 17:00 выехали с блокпоста.

Расчёт ходового времени и перепад высот(приводится время с учетом привалов и грубая оценка высоты по альтиметру в наручных часах):

Спуск от погранпоста по долине Джиптык и подъем на перевал Лар 7 часов 10 минут -600
+800
Спуск до коша 1 час 15 минут -800
Траверс к перевалу Тотен и спуск до первого коша 6 часов -150
Спуск до моста через Каравшин 1 час 40 минут -550
Всего 16 часов 5 минут +800
-2100

Вид на долину Джиптык с подъема на перевал Лар
Спуск с перевала Лар
Спуск к кошу под перевалом Лар
Спуск с перевала Тотен к кошу

Вид на спуск с перевала Тотен от коша