Горный Турклуб МГУ ^  На первую страницу отчета

back  Перевал Бирксу Отчет о спортивном походе 4 к.с. на Памиро-Алае
(Матча) (2010г)
Конвой до погранзаставы на реке Каравшин  forward

Долина реки Джиптык

На обеде отдыхаем, сушим вещи. Облачность переменная, иногда кажется, что вот-вот опять пойдет дождь, но потом небо проясняется. В 14:53 выходим, идем по правому берегу реки Джиптык. Вдоль реки проходим один переход, дальше постепенно начинаем подниматься на склон слева по ходу. Нам нужно выбраться в правый карман морены ледника Щуровского, для этого мы хотим подловить тропу, траверсирующую склон долины. Через два перехода выходим на нее. Дальше идем по тропе на травяном склоне, пересеченном осыпными выносами. Оставляем слева несколько огромных живописных камней высотой 10-15 метров - своеобразных естественных скалодромов. Местами путь по осыпи неочевиден, на третьем переходе группа сильно растягивается, девушки убегают вперед и забирают метров на 30-40 выше основной тропы. Еще через переход тропа выводит к скальной ступеньке высотой около 2 метров (фото 36). Двое парней аккуратно сползают с нее, подстраховывают девушек, рюкзаки передаем отдельно. Это место также упоминается в отчете Кушманцева, мы убеждаемся, что идем правильно. В 17:10 собираемся на травяной площадке за ступенькой, высота 3440. Ниже по долине уже лежит ледник, а отсюда открывается прекрасный вид на верховья ледника Щуровского (фото 37). В частности, хорошо просматривается наш следующий перевал - ОПТЭ. Вся группа в отличном настроении, чувствуется, что мы набрали хорошую акклиматизацию и вошли в ритм похода. Увы, в дальнейшем все начинает идти не так, как ожидалось...

Проходим еще один переход по тропе. На следующем привале внизу в долине видим двух человек на лошадях (фото 38). Мы решаем, что это охотники. В любом случае, нам не хочется пересекаться в горах с местными жителями, поэтому сокращаем привалы и стараемся идти чуть побыстрее. Через полтора перехода в 18:40 выходим к огромной промоине на склоне (фото 40). Высота 3570. Это место также упоминается в отчете Кушманцева. Пересечь проран в месте, где к нему подходит тропа, невозможно, поэтому начинаем подниматься вдоль него к более пологой его части. Миша переходит проран в более-менее приемлемом месте, остальная группа растягивается на подъеме. В это время слышим крики сзади, на пологую площадку перед началом подъема вылезают два киргизских солдата. Они приказывают нам спуститься вниз.

Первыми к киргизам спускаются Серега и Володя, на нас сразу наставляют оружие, мы вступаем в переговоры. Киргизы неплохо говорят по-русски, но какой-то связной картины из их слов составить не получается. Из разговора понимаем, что нас обвиняют в незаконном пересечении государственной границы, но никаких деталей они рассказать не могут. Подробно рассказываем всю последовательность наших действий, начиная с заезда в Ворух. Похоже, что частично киргизам это известно, по крайней мере они целенаправленно ловили именно нашу группу, но объяснить, что же мы сделали неправильно, они не могут. Мы пытаемся договориться с ними, очень аккуратно намекаем на деньги, но они реагируют как-то уклончиво. Одной из наших ошибок было засветить спутниковый телефон, который у нас сразу же конфискуют, не дав никуда позвонить. Мы надеялись передать информацию в Памир Трэвел и начать разбираться с тем, что происходит. Нас также спрашивают, есть ли в группе еще какие-то подобные средства связи. Мы решаем, что прятать ничего не стоит, но GPS и рации пограничников не интересуют. Вся группа постепенно спускается к нам, собираемся на площадке рядом с военными.

Сначала киргизы явно не знают, что делать с нами дальше. Потом у них получается связаться по рации с заставой, расположенной где-то ниже по долине. С заставы поступает команда конвоировать нас вниз. Мы пытаемся договориться о каких-то компромиссах, например, чтобы пошел только руководитель с документами, или чтобы нам дали переночевать в долине и мы пошли к заставе с утра. Военные на предложения отвечают как-то уклончиво, но сначала соглашаются на то, чтобы вся группа спустилась в долину и отдыхала, а вперед на лошадях поехал руководитель с одним сопровождающим. По неприятной осыпи Серега и один из пограничников быстро спускаются прямо к реке, остальная часть группы постепенно следует за ними. У реки вдвоем грузимся на лошадей, сопровождающий заставляет Серегу взять с собой рюкзак. Проехав около 100 метров понимаем, что это не вариант, лошадь отказывается везти седока с 40-килограммовым рюкзаком за спиной. Приходится разгружаться и ждать остальных. Время уже около 20:30, через полчаса начнет темнеть.

К моменту, когда мы всей группой собираемся у реки, у пограничников резко меняется настроение. Вероятно, они еще раз связались по рации с заставой и получили новые команды. Они приказывают нам собираться и сегодня же спускаться вниз по долине до поста. Никакие уговоры не помогают, удается их убедить только в том, что надо разгрузить девушек, иначе после тяжелого ходового дня они просто не смогут идти дальше. Попытки оставить часть груза на месте (мы надеялись разобраться с проблемой на посту, вернуться и продолжить поход) также не достигают успеха, получаем четкую команду идти со всем грузом. Грузим по два мужских рюкзака на лошадей, парни берут оставшиеся женские рюкзаки. Руководитель с более молодым военным и одной лошадью уходит вперед, чтобы начать разбираться с проблемой на заставе, остальная часть группы также начинает спускаться.

До поворота к перевалу Бирксу доходим достаточно быстро, но к этому времени начинаются сумерки. Здесь мы вылезаем на небольшой травянистый холм над рекой, находим хорошую тропу и начинаем спускаться по ней. Сопровождающий не может точно сказать, сколько нам идти до поста, периодически обещает, что осталось не больше получаса или что скоро дойдем, но каждый раз его обещания не сбываются. Тропа все время идет правым берегом реки в небольшом отдалении от воды. К 22:00 совсем темнеет, идем при свете налобника и ручного фонарика военного по арчовому лесу. Привалов практически не делаем, только два раза останавливаемся на 5-минутные передышки. Пограничник сам достаточно плохо знает дорогу, иногда теряем тропу в зарослях и тратим некоторое время на ее поиски. После 23:00 оба очень устаем, темп движения падает. Начинаем встречать пасущихся коров и ишаков. Пару раз военный стреляет из ракетницы, сначала безрезультатно, потом вдалеке видим ответный выстрел. Примерно к 23:45 приходим на пост.

Пост представляет собой деревянный сарай из одной комнаты, стоящий недалеко от реки на небольшом бугре. Насколько удалось понять на следующий день, обычно на посту(как и вообще в долине Джиптыка) военных не бывает, а здесь живет лесник, который следит за долиной и пасет свои стада. В эту ночь всего здесь порядка 9-10 человек, из них 5-6 пограничников, лесник и его сыновья. Из избушки нам навстречу выходит военный, который оказывается командиром группы, поймавшей нас. С помощью пограничников отвязываю рюкзаки от лошади, складываю их у дерева и иду разговаривать о наших нарушениях и возможных последствиях.

Разговаривать сначала садимся на огромный камень, лежащий перед входом в сарай. Первые двадцать минут общения проходят в ритме допроса, я рассказываю все подробности нашего заезда в район. Когда я говорю, что на перевале Дунон мы оставили копии наших документов киргизским пограничникам, командир достает ксерокопии и рассказывает, что нас ловят уже то ли третий, то ли четвертый день. Сначала пытались догнать по долине Бирксу, даже кто-то дошел до перевала и видел там наши следы, но было уже очень поздно и пришлось возвращаться. Сегодня они к середине дня перебросились в долину Джиптыка и выслали двоих на лошадях вдогонку за нами. Почему нас стали ловить так до конца и непонятно, мне рассказывают только про незаконное пересечение границы, тогда как по моим представлениям нашим единственным нарушением могло быть незаконное нахождение в погранзоне в случае, если Памир Трэвел не согласовал маршрут с киргизскими пограничниками. Я пытаюсь напирать на то, что нас проверили на границе, мне отвечают, что те военные, которых мы встретили на Дуноне, это вообще что-то типа полка обеспечения, они занимаются только заготовкой дров и никого пропускать через границу не могут. Характер общения постоянно меняется, иногда кажется, что мои аргументы вот-вот примут и мы договоримся здесь на месте, иногда продолжают общение в жестком стиле с шуточками о том, можно ли пулей из автомата пробить пластиковый ботинок...

Примерно в 0:30 на пост приходит основная часть группы со вторым сопровождающим. Тратим некоторое время на то, чтобы поставить лагерь на плоском травяном участке недалеко от реки метров на 100 ниже сарая, на это место нас отправил лесник. Военные предупредили, чтобы мы не ходили по лагерю без предупреждения, поэтому перемещаемся аккуратно, девушки только в сопровождении парней. После того, как все расположились и начали готовить ужин, Серега и Володя возвращаются к сараю и продолжают переговоры с пограничниками. К этому моменту обстановка более-менее спокойная, вместе пьем чай и по очередному кругу обсуждаем, что же мы могли нарушить. К сожалению, понятней ничего не становится. Пограничники периодически переговариваются с заставой в Ворухе по нашему спутниковому телефону (своей связи у них нет), мы им позволяем это делать, хотя PIN-код к телефону не говорим и как им пользоваться не объясняем, набираем номер сами. Телефон нам не отдают, после звонка сразу прячут. Что с нами будут делать завтра внятно не говорят, похоже команда еще не поступила. Иногда говорят, что завтра пойдем на заставу в Ворухе и будем разбираться там, иногда намекают, что может быть разберемся на месте. Мы в ответ аккуратно намекаем на деньги, командиру явно хочется решить вопрос именно этим способом, но он уже явно только подчиняется приказу из Воруха. В конце концов нам командуют, чтобы мы с утра вставали в 7:30, еще раз созвонимся с заставой в Ворухе и там решат, что с нами делать. Возвращаемся в наш лагерь, быстро ужинаем и ложимся спать.

Расчёт ходового времени и перепад высот:

Подъем до скальной ступени на тропе 1 час 35 минут +110
Подъем до прорана на правом борту долины 35 минут +110
Спуск до погранпоста(с учетом переговоров с пограничниками) 5 часов 20 минут -550
Всего 6 часов 30 минут +220
-550

Скальная ступень на тропе
Вид вниз на долину Джиптык от скальной ступени
Узел пика Туркестан (1 - пик Хергиани, 2 - пер.Юрия Гагарина, 3 - пик Федченко, 4 - пик Туркестан, 5 - пер.Академика Королева)
Проран на правом борту долины

Верховья долины Джиптык (1 - пер.Скачкова, 2 - пик Щуровского Западный, 3 - пер.ОПТЭ, 4 - пик Южный, 5 - пик Землепроходцев, 6 - пик Хергиани, 7 - пер.Юрия Гагарина, 8 - пик Туркестан, 9 - пер.Академика Королева)