Горный Турклуб МГУ ^  На первую страницу отчета

(Матча) (2010 г)
Финансовые расчеты  forward

Организация похода(выезд)

По приходу в кош звоним на заставу по спутниковому телефону и договариваемся, чтобы за нами прислали машину. Сколько придется ее ждать было непонятно, хотелось уехать как можно раньше, но от нас в этом вопросе мало что зависело. В коше обедаем, общаться с нашим бывшим конвоиром неприятно, но приходится терпеть. После обеда отдыхаем (фото 206). Наконец, в 17:37 приезжает машина. Оставляем в коше две походные веревки, одну хозяину, вторую нашему конвоиру. Делать этого не хотелось, но он настойчиво намекал, и вступать в конфликт не было никакого желания. Около 18:00 выезжаем. Знакомой уже дорогой поднимаемся на перевал Дунон, побывав здесь в пятый раз за поход. Матча провожает нас отличной погодой, очень красиво...

Примерно в 19:20 доезжаем до шлагбаума у дома Джалиля. Здесь нас останавливают таджики. Оказывается, что Памир Трэвел еще пару дней назад прислал за нами машину, несмотря на то, что мы договаривались созвониться о том, нужна она нам будет или нет, а после всего, случившегося в походе, пользоваться их услугами у нас не было никакого желания. Таджики предлагают нам ехать с ними, мы отказываемся. Они, договорившись с Джалилем, идут на принцип и не пропускают нашу машину. Мы говорим, что в любом случае с ними не поедем. Похоже, что в основном всех раздражает, что мы предпочитаем сотрудничать с киргизами, а не с ними. Один из водителей приехавшей машины говорит, что у него участковый в Ворухе лучший друг, сейчас он подъедет и разберется с нами. Мы относимся к этому равнодушно, документы с таджикской стороны у нас оформлены нормально. Параллельно водитель киргизской машины звонит на заставу и говорит, что нас задержали. С заставы обещают разобраться, говорят, что в случае продолжения проблем перекроют границы анклава для таджиков. В общем, начинается небольшой приграничный конфликт. :)

Минут через 10 приезжает участковый, Серега со всеми документами идет с ним разговаривать. Первым делом он проверяет все регистрации, все оказывается в порядке. Затем он некоторое время разговаривает по-таджикски с водителями Памир Трэвел, потом пытается убрать паспорта и говорит, что сейчас мы поедем в участок разбираться. Серега требует отдать все паспорта и регистрации обратно нам на руки, опасаясь, что по дороге часть из них бесследно исчезнет. Участковый отказывается вернуть документы. Серега стоит на своем, ссылаясь на то, что по закону конфисковывать у нас документы он не имеет права. Участковый пытается сказать, что здесь он определяет, что правильно, а что нет, Серега говорит, что поедет с ним только с паспортами и регистрациями на руках. Минуты через 3 разговор идет уже на сильно повышенных тонах, слышно, наверно, на пол-Воруха. Еще минут через 15 участковый сдается и говорит, что отдаст нам документы, но мы в любом случае должны будем поехать в участок. Ехать в участок мы и не отказывались. Серега садится в машину, участковый возвращает нам паспорта, но пытается при этом незаметно спрятать одну из регистраций. Серега выскакивает из машины и говорит, что никуда не поедет, пока участковый не вернет и ее, тем более что несколько человек видели, как он ее убирал в карман. Следует еще один спор на повышенных тонах минут на 15, после чего участковый сдается и возвращает нам регистрацию. Серега и Володя садятся в милицейскую машину и едут в участок. Машина киргизских пограничников с оставшейся частью группы через некоторое время выезжает туда же.

Как только мы садимся в машину тон участкового резко меняется. Похоже, что он понял, что по закону сделать с нами ничего не сможет и начал пытаться уговорить нас все-таки поехать с Памир Трэвел. Но мы твердо стоим на том, что договорились с киргизскими пограничниками и должны заехать к ним на заставу, чтобы отчитаться, что успешно завершили поход, и забрать оставленные там вещи. Нам пытаются рассказать, какие плохие все киргизы и насколько им нельзя доверять, но после всех наших приключений таджикам верить мы склонны еще меньше. Доезжаем до участка, участковый требует от нас написать объяснительную по поводу всего произошедшего. Кратко излагаю на бумаге всю историю нашего заезда в Ворух и похода, вся группа подписывается под ней. Напоследок нас еще раз пытаются убедить в том, что таджики хорошие, а киргизы плохие, мы пропускаем все мимо ушей. Опять собираемся вместе и примерно в 21:00 доезжаем до киргизской погранзаставы. К этому моменту уже стемнело.

Практически сразу же после нас на заставу приезжает Бахтияр с командиром местного спецназа. Они рассказывают, что были в Баткене и, как только услышали о наших проблемах, сразу выехали сюда. Бахтияр говорит, что если бы нас попытались в чем-то обвинить, то на следуюший день он, по согласованию с главой погранрайона, перекрыл бы границу Воруха для всех таджиков. :) Мы между собой смеемся, что если бы в район ходило хотя бы несколько туристических групп в год, то межэтнический конфликт здесь был бы неизбежен. :)

На заставе надолго не задерживаемся, практически сразу же выезжаем в Баткен. По дороге останавливаемся искупаться в водохранилище, после похода очень приятно окунуться в теплую воду и поплавать в полной темноте под звездами. В Баткене идем поужинать в ресторанчик, но время уже почти час ночи, все устали и долго не засиживаемся. Бахтияр рассказывает, что за время нашего похода в горах в районе Каравшина поймали еще две группы - итальянцев и поляков, тоже с неправильно оформленными документами. Итальянцев отпустили, иначе бы они не успели на самолет, а поляков отправили на депортацию по формальной процедуре. Узнаем наши планы на завтра, оказывается, что Бахтияру рано утром нужно улетать в Бишкек и нам придется выехать в 6 утра. Нас это устраивает, мы хотим оказаться в Худжанде пораньше, чтобы попробовать разобраться с Памир Трэвел, посмотреть город и вечером выдвинуться в аэропорт. После ужина пытаемся найти места в гостинице в Баткене, но стоят они неразумно дорого за то, чтобы поспать там 3 часа, и мы устраиваемся на ночь в доме знакомых Бахтияра. В 2:30 ложимся спать.

17 августа подъем в 5:30. Быстро умываемся, грузимся в машину и едем на международный контрольно-пропускной пункт. Там прощаемся с киргизскими пограничниками, расстаемся достаточно тепло. Границу проходим без проблем, нас довозят до небольшого городка сразу за ней и помогают найти машину до Худжанда. В Худжанд приезжаем в 10:30 по местному времени. На сутки снимаем два номера в местной гостинице, чтобы бросить вещи, помыться и отдохнуть. Гостиница то ли полузаброшена, то ли на ремонте, вечером на лестницах нет света и остается ощущение полной разрухи, но нам особых удобств и не требуется. Около часа отдыхаем, потом Серега и Володя выходят в город поискать баню и офис Памир Трэвел (мы очень приблизительно помнили, где он находится).

За два часа прогулки по городу находим пару саун, но в них действует жесткое правило - парни должны мыться отдельно от девушек, а нам все-таки хочется посидеть всей группой хотя бы в предбаннике. В конце концов, в одной из саун нам, вроде бы, удается договориться о том, что в парилку и душ мы вместе не ходим, но за столом можем сидеть смешанным составом. Возвращаемся в гостиницу и через час толпой выходим в город, едим в местной кафешке (выбора почти нет, у мусульман в это время пост и большинство блюд, которые были в меню, по факту отсутствовали). Потом идем в сауну, моемся, не нарушая наших договоренностей. Примерно через полтора часа хозяин сауны решает проверить, что у нас происходит, что-то ему не нравится, и у нас начинается очередной конфликт с таджиками. Он выгоняет нас из сауны, мы пытаемся из принципа вернуть часть заплаченных денег. В какой-то момент в конфликт вмешивается местный милиционер, проверяет наши регистрации, говорит, что решит проблему с хозяином сауны, но тот к тому моменту успевает уехать. Нам к этому моменту уже все равно, хочется с наименьшими приключениями добраться до гостиницы и никуда оттуда не выходить до выезда в аэропорт. На обратной дороге заходим в офис Памир Трэвел, Ситоры и Садулло на месте не было, хотя мы и предупреждали, что хотим поговорить с ними. Оставленные на заезде вещи нам возвращают без проблем и мы возвращаемся в гостиницу.

Примерно в 23:30 выезжаем из гостиницы в местный аэропорт. При регистрации на рейс в списках долго не могут найти Аню Брянцеву, а копия электронного билета потерялась за время похода. Наконец, после привлечения представителя авиакомпании, выясняется, что в списке перепутали местами имя и фамилию. Других проблем нет и мы по расписанию улетаем в Москву.

Ходовая часть окончена :)