Горный Турклуб МГУ ^ На первую страницу отчета

Отчет о походе горной школы НТП при МГУ на Центральном Тянь-Шане в 1997г
  back  Перевал Джилысу Центральный  up Оглавление up  Перевал Инструкторов  forward

Перевал Джилысу Южный

Категория -       скально-осыпной
Высота - 3900 м       Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау. Соединяет верховья рек Ат-Джайляо (долина р. Джеты-Огуз) и Джилысу (долина р. Чон-Кызылсу).

Прохождение: 27-28 июля 1997 г. со стороны реки Ат-Джайляо. Описание дается от места слияния рек Арчатор и Джеты-Огуз до общего лагеря на реке Чон-Кызылсу (ниже горячих источников Джилысу).

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки (минимум 2*40м). Очень желательно также иметь хотя бы несколько жумаров.

* * *

Мы не были уверены в наличии мостов через Джеты-Огуз ниже слияния и, поэтому, решили переправиться на левый берег в месте слияния рек Джеты-Огуз и Байтор. Реку Джеты-Огуз перешли по мостам через два рукава, а чтобы перейти Байтор, пришлось пройти вдоль него вверх метров 400 и переправиться по толстому дереву, перекинутому через поток (мы провесили одну веревку перил для равновесия).

Левым берегом р. Джеты-Огуз идет хорошая тропа до коша ( 1 час 30 мин). Чабаны сказали, что от коша тропа раздваивается. Нижняя ведет вдоль реки через мост и далее вниз, до "Поляны Цветов". Верхняя же, постепенно набирая высоту, заворачивает налево и выходит в долину реки Ат-Джайляо. При этом верхний путь намного быстрее и короче. Нам повезло - с нами из коша выехало несколько чабанов на охоту в ущелье Ат-Джайляо, их следы сильно облегчили ориентирование. Вначале тропа траверсирует поросший лесом склон, постоянно разветвляясь на несколько тропок (не терять высоту!), затем пересекает широкую прогалину в лесу и окончательно раздваивается на две основные тропы, нижняя из которых резко уходит вниз к мосту.

Мы идем по верхней тропе, которая продолжает траверсировать склон, плавно набирая высоту, и пересекает еще несколько ручьев и узких прогалин, здесь она постоянно теряется и вновь находится. Склон сначала плавно поворачивает влево (это уже устье Ат-Джайляо), а затем после резкого поворота налево (фактически мы переваливаем через небольшой отрожек) мы оказываемся на широкой, хорошо набитой тропе, почти дороге. Она идет траверсом, пересекает ручей и опять теряется. Здесь необходимо продолжать траверс, одновременно набирая высоту. Постепенно прямо по ходу начинает проглядывать скала, ограничивающая гребень, который разделяет ущелье, ведущее к перевалам Джилысу, и ущелье, ведущее к пику Дружбы Народов (фото 14). Лес кончается и мы оказываемся на берегу потока, стекающего с пика Дружбы Народов, выше слияния. Переходим этот поток и движемся далее вдоль основного истока реки Ат-Джайляо правым берегом (ор.) по зеленым холмам, постепенно набирая высоту (фото 15). Река заворачивает налево (по ходу) - здесь трава кончается и начинаются осыпные валы. Поднимаемся немного по осыпи и оказываемся у начала перевально взлета.

Отсюда есть несколько вариантов подъема на перевал - можно начинать слева по скальным кулуарам, либо справа по осыпи. Выбираем правый путь, как наиболее безопасный. Сначала поднимаемся широким серпантином по крутой осыпи, обходя кулуары справа, а затем проходим налево, над кулуарами вдоль скальных склонов отрога справа. Основное движение - по средней осыпи, но в некоторых местах приходится передвгаться свободным лазанием по сильно разрушенным скалам.

Дальше также есть два пути, т.к. перевал имеет две седловины (фото 17). На левую (по ходу) седловину путь просматривается сразу же: сначала вправо-вверх, почти параллельно основному гребню по осыпи, снегу или пологим бараньим лбам, а затем прямо вверх по снежнику. Путь на северную седловину кажется более опасным (крутой узкий кулуар), но, руководствуясь описанием, мы выбрали его. По разрушенным скалам выходим на небольшую полочку под скалами чуть правее и ниже начала кулуара. Отсюда вешаем одну веревку перил в кулуаре до следующей полочки, укрытой скальным выступом и большим камнем - на ней собирается вся группа. Дальше по кулуару провешиваем еще 1.5 веревки перил (60 м) до седловины (фото 18).

По описаниям раньше здесь лежал снежник, сейчас же он почти весь растаял (только в верхней, самой крутой части кулуара осталось немного снега), поэтому кулуар стал исключительно камнеопасен, скалы сильно разрушены, отдельные камни (видимо, бывшие раньше под снегом) лишь чуть схвачены песком, крутизна же местами доходит до 30-35o. Прохождение его возможно только в хорошую, сухую погоду и верхние веревки (с укрытой полочки до седловины) - по одному. Также обязательно выставить наверху наблюдателя, т.к. при движении по перилам можно сдернуть на себя камень веревкой. Потом, при осмотре сверху, левая седловина (там кстати находится тур) показалась нам гораздо проще и безопасней. Правда, еще раз повторим, у нас было очень мало снега - в более снежные годы ситуация может сильно измениться.

Спустившись на 20 м, становимся на ночлег (фото 27), воду берем из снежника. Дальнейший путь сложности не представляет (фото 28). По осыпи, затем по траве доходим до реки. Тропа идет правым берегом, не уходя далеко от воды. Иногда приходится переходить на левый берег и обратно. Вскоре начинаются заросли арчевника. Здесь тропа многократно разветвляется, траверсирует склон, и с небольшим набором высоты уходит в соседнее ущелье. Нужно вовремя уйти с тропы вниз, к реке. Дальше тропа, переходя с берега на берег, выводит к месту впадения реки Джилысу в реку Чон-Кызылсу. Здесь находятся горячие источники, возле которых есть кош и мост через р. Чон-Кызылсу. Мы же, пройдя по дороге еще около 1.5 км вниз, находим стоянку у реки среди редких сосен.

Ходовое время:
подъем на седловину (включая перила)   5 часов 00 мин
спуск до горячих источников   3 часа 30 мин

Всего: 19 часов 35 мин

Перевал полностью соответствует 1Б к.с. и является очень интересным для прохождения как в в техническом так и в тактическом отношениях. Необходимость использования разнообразных технических приемов при его прохождени делает его привлекательным не только в "двойках", но и в маршрутах более высоких категорий сложности. Следует только обращать особое внимание на его повышенную камнеопасность в малоснежные годы.