Горный Турклуб МГУ ^ Отчеты по хребту Акшийрак

Отчет о горном туристском путешествии V категории сложности по центральному Тянь-шаню (хр. Терскей Ала-Тау, хр. Акшийрак),
совершенном с 21.07.74 по 17.08.74 г.

Руководитель - Карпенко Валерий Леонидович, г. Омск-63

Протяженность - 220 км. Продолжительность - 27 дней.

Пржевальск - Покровка - Джилису - ФГС - пер. Джилису (1Б) - р. Джеты-Огуз - р. Асан-Тукум - пер. Арча-Тор (1Б) - ФГС - р. Карабаткак - пер. СОАН-II (2А-2Б) - р. Айлама - ледник Бай-Тор - пер. Байтор (3А) - л. Бороко - р. Бороко - р. Сары-Чат - м/с Тянь-Шань - л. Петрова - пер. Центральный Джамансу (2А) - л. Джамансу - первый ледник справа от ледника Джамансу - пер. Ф.И.С. (3А) - л. Северный Курга-Тепчи - перевал без названия (н/к) - р. Каинды - л. Веерообразный - пер. Птицы (2Б) - л. Петрова - м/с Тянь-Шань - пер. Ашутор (1Б) - ФГС - Джилису

От языка ледника до впадения р. Бороко в Сарычат 6-7 часов хода. С бугра, близ устья Бороко, траверсом по выжженному склону по тропе левого берега с подъемом в верховье долины реки Сарычат. Пейзаж в этом месте представляет унылое зрелище. Кругом, и на правом берегу на левом только выжженная трава и камни. Река шумит где-то внизу.

Правый обрывистый берег на первых трех километрах прорезан двумя речками, сбегающими водопадами в Сарычат. Через 1,5-3 часа пути река течёт в каньоне корытообразной долины. Расстояние между стенками каньона доходит до 3-4 метров. Выше по течению река разливается на несколько рукавов. Справа (по ходу) из узкого высокого каньона течёт выбегает речка, распадающаяся на несколько рукавов. За бугром правого берега этой речки видны развалины какого-то строения. Чуть спустившись тропа продолжает идти среди полян эдельвейсов (растительность становится поживее). Левый берег Сарычат представляет собой сплошную стену с осыпями и следами обвалов - крупными обломками усеявшими дно долины. Перед особенно большим обвалом (по-видимому следы землетрясения) видны следы коша.

Завал проходится по тропе, которая петляет вокруг больших обломков скал. За завалом в 2-3 км. слияние Сары-Чат с крупным левым её притоком р. Колпаковского. Сары-Чат по дуге справа вырывается как бы с трамплина из под склонов Акшийрака, навстречу широко разлившейся после тесного каньона реки Колпаковского.

Река Колпаковского переходится рано утром вброд в месте самого широкого разлива. До сюда хода 3-4 часа. Ущелье здесь как бы перегорожено грядой. На ровном участке в виде треугольника, огражденного двумя реками и грядой стоит дом, навес и загон для овец, но им как оказалось не пользуются. За домом выбита колея или трактором или машинами. Через 100 метров дорога круто взбирается вверх на гряду и выводит на плато.

Окружающие горы Акшийрака и Терскея возвышаются только на 300-400 м. Сразу на бугре дорога проходит мимо озера (фото 22), низкие берега которого заросли короткой травой. По мере продвижения вперед отроги Акшийрака отступают на юг, а впереди расстилаются Кумторские сырты. Справа короткие скально-осыпные южные отроги Сары-Чат течёт спокойнее чем внизу да и вода гораздо чище. По пути дорога пересекает два левых притока Сарычат - Ю. Котуртор и Ашутор, которые проходятся вброд стенкой. Вскоре дорога поворачивает на юг и пересекает саму Сарычат (фото 96) - уже маленький ручеёк, который можно перепрыгнуть. Справа по всему плоскогорью разбросаны озера. Слева открываются южные отроги Акширака с красивой вершиной СНК Киргизии. Вдали справа на юго-западе виден массив Арабель. Дорога петляя меж холмов, выводит на открывающуюся внизу широкую долину реки Кум-тор, берущую своё начало из озера у ледника Петрова. Вдали виднеется белый прямоугольник метеостанции Тянь-Шань - до неё 6 км (фото 95). (По предварительной договоренности сюда из Пржевальска были заброшены продукты, топливо.)

Ближе по берегам озер и рек видны юрты чабанов-киргизов. Ледник Петрова является как бы воротами в Акшийрак, самой природой начертано отсюда начинать походы и исследования, учебные походы. Отпадает необходимость переправы через полноводную Кум-Тор.

На подходах ледник Петрова открыт как на ладони от языка, зарывшегося в валы морен, до его истоков (фото 26). Всего движения от слияния Сарычат и Колпаковского до языка заняло 4,5-5 часов. Вдоль зеленого склона перемежающегося с каменными россыпями старого русла в направлении левою (по ходу) края конечной морены. Зеленый травянистый отрог переходит в осыпной, накрытый как шапкой сверху плоским ледником (фото 23).

По правому берегу Кум-Тора, пересекая зеленые травянистые склоны, которые чередуются с каменными россыпями, в направлении конечной морены - огромного вала каменных обломков. Подойдя к левому (по ходу) краю морены, где она упирается в зеленый склон, следует подняться на травяной склон, который вскоре переходит в осыпной. Впереди слева с этого отрога сбегает речка - первый правый приток Кум-Тора (фото 23). Переправляться через него можно в месте разлива по камням. За речкой следует начать подъем на правую береговую морену и двигаться по её гребню. Справа широко разлилось озеро, с плавающими айсбергами, откуда берет своё начало река Кум-тор (фото 24). Озеро образует реки стекающие с ледника Петрова (фото 25, 94).

Сам ледник встает стеной у восточной оконечности озера и покрыт поверхностным моренным чехлом. Вся поверхность ледника изборождена руслами ледниковых речек. Между береговой мореной и ледником бушует в рантклюфте бурная река. Впереди видна несколько ледовых мостов. Подойти к мосту можно только по гребню морены. Перейдя мост и обходя нагромождена из льда и камней, следует подняться выше, где ледник более спокойный и чистый, где нет сплошного каменного покрова. Определив правую ледниковую морену вдоль неё в направлении красного осыпного западного отрога перевала Центральный Джаман-су. По пути минуется отрог, который делит ледник Петрова на две части.

В верховьях западной части ледника расположены перевалы ведущие на ледники Лысый, Давыдова, Северный Кара-Сай, Экспедиционный. Восточная часть ледника Петрова соединяется с ледниками Веерообразный, Джамансу, Безымянный, Сарытор.

Юго-западный гребень перевала Центральный Джамансу переходит в отрог, круто обрывающийся на север, на юго-запад представляет осыпной склон и питает правую ледниковую морену огромными обломками, которая делит восточную часть ледника на северную и южную половину. До него хода от ночевки под ледником 4 часа (фото 90, 93).

Перевал Центральный Джамансу, 2А, 4450м.

С западной снежно-ледовый (фото 27-30), с востока - скально-осыпной (фото 33), седловина - скальные породы, заваленные обломками (фото 32).

Перевал расположен в юго-восточном цирке северной половины ледника Петрова к северу от отрога дающего начало правой ледниковой морене. Морена делит ледник (точнее восточную его часть) на северную и южную половины. С севера перевал ограничивает скальная вершина с коротким отрожком, который оканчивается в виде равнобедренного треугольника.

От ночёвки на морене, близ отрога, огибая ледниковые ямы с озерцами по перешейкам и гребням, движение идет в направлении короткого черного отрога. Оставляя этот отрог слева и обходя ещё несколько ям двигаться к широкой заснеженной перемычке с черной скальной окантовкой. Перед перевальным взлётом (снежно-ледовый склон 45°) на середине разорван бергшрундом). Следует заранее набрать высоту поднимаясь на вершину севернее перевала (движение в связках). Бергшрунд проходится по снежному мосту (фото 29, 30) (первый проходит ползком без рюкзака и закрепляет веревку выше трещины на 10-15 м). Далее снежный склон выполаживается. Перевальный тур виден издали. Итого до перевала 1,5 часа хода.

Спуск на восток скально-осыпной (фото 33). Начало спуска - севернее тура около 10-20м кулуар скально-осыпной (соблюдать осторожность), длина 30-40м ниже переходящий в осыпь. По осыпи, пересекая небольшой ледничок, который окружен двумя отрогами образующими цирк с перевалом Центральный Джамансу на перегибе встречаются открытые трещины, которые можно свободно перепрыгнуть. От отрога справа тянется центральная морена, делящая Т-образный ледник Джамансу на северную и южную части. Северная часть ледника Джамансу прикрыта 1,5км скальным мысом. Справа виден обширный цирк с юго-западной ветвью ледника Джамансу, где находятся перевалы Петрова (1б) ведущий на ледник Петрова, перевал Южный Джамансу (2б) в долину р. Каинды. В месте слияния юго-западной ветви с основным телом возвышается пирамида вершины 4850. Ледник, как обычно в месте изменения направления движения разорван, видны поперечные трещины. Двигаясь дальше открываются через 40 мин северные истоки ледника Джамансу с перевалами Северный Джамансу (2а), Рокуэлла Кента (2а) и Орой-Су (2б).

Перевал Ф.И.С., 3А.

Дальше через 1,5-2 часа движения по леднику - справа открывается круто спадающий язык ледника (фото 41, 42). В открывающееся ущелье следует заходить по гребню правой береговой морены ледника Джамансу, состоящей из огромных обломков светлых скал (видны следы камнепада на скалах справа). На выходе в ущелье в углублении между моренами приютилось озерко 20x30м, изредка встречается трава (фото 40). Склон справа по ходу скально-осыпной, впереди круто спадающий ледник (фото 42, 43). Слева крутая высокая скальная стена, заканчивающаяся на выходе из ущелья снежным пиком 5125 м и с висячим ледником на его северо-западных склонах (очевидно это высшая точка всего массива Акшийрак).

Далее набор высоты идет по осыпному склону параллельно леднику до выполаживания (фото 43). Цирк раскрывается видны ледопады у склона и справа по ходу на леднике. В этом месте следует перейти на ледник и дальнейший подъем продолжать по центральной его части. По пути встречаются огромные ледниковые грибы (фото 44). На ночевку встали не доходя до ледника 200-300м (фото 46-48). Всего движения от перевала Центральный Джамансу 7-8 часов. Прямо за ледопадом находился перевал Калесника (3а) (фото 43). Правее - перевалы Геологов, Днепропетровцев (по 2б). В силу снеговой обстановки и лавиноопасности группа решила вместо заявленного перевала Калесника пройти перевал, просматриваемый с места ночевки под ледопадом, который находился левее вершины 5045м (фото 49). Из лагеря сделали разведку. Оказалось, что на подъеме ожидается осыпь, небольшой висячий ледник, далее скалы и выше участок крутого льда, далее скалы до перемычки.

Ориентировочно подъем оценивается как 2б, перепад высоты от ночевки 800-700 м. Утром, еще затемно, собравшись в 4 часа группа начала восхождение. В начале 15-20 минут по леднику в направлении осыпи, затем по осыпи оставляя висячий ледник слева по его левому краю в направлении скального островка 40 мин (фото 49). От островка одев кошки пересекаем ледник траверсом с подъемом к монолитным скалам (фото 50, 51). По пути пересекается 2-3 небольших трещины. От скал подъем по перилам (первый идёт разгруженным, рубит ступени) по льду вблизи скал 30м до широкой полки где уместились все шестеро с рюкзаками. Вверх влево уходит крутой кулуар пересекаем его (ступени, крючьевая страховка) траверс вправо вдоль скал, которые образуют стенку сходящую на нет справа 40м (фото 52). Выйдя через перегиб ещё 20м до полки. От полки крутой ледовый склон 40м. (крючьевая страховка) подъем на передних зубьях кошек до скал. По склонам траверс вправо до вертикали над перегибом. Перила закреплены за выступ. Подъем рюкзаков и участников раздельный. Далее ещё 2х40м навешивание перил (скалы простые и средней сложности).

Из-за непогоды (непрерывный снег, ветер) пришлось ставить палатку на перемычке (фото 53, 54). Всего подъем занял около 10 часов. И на следующий день непрерывно шел снег несколько раз приходилось откапываться. Зато после второй ночевки на перевале утром до восхода солнца на востоке в дали виднелись Хантенгри и пик Победы, а до них больше 200 км! Севернее перемычку закрывала вершина 5125м (фото 54), южнее возвышался снежный купол 5045 (фото 59). На запад от него несколько ниже чем находились мы видны были перевалы Калесника, Геологов (фото 55). На северо-западе - перемычки Сары-Тор, Безымянный, Оройсу, Чомой (фото 58, 60).

Для спуска следовало пройти по гребню на север (глубокий снег, почти двое суток шел снег, движение в связках) до скального острова на спуске (фото 57-59). На перемычке, это была разрушенная пологая вершина покрытая снегом после снегопада (фото 60). От снежной перемычки ниже 4-5м на скалах заложили тур (фото 59). Накануне, во время вынужденной дневки решено было что перевалу будет дано название Физкультуры и Спорта (ФиС) высота ориентировочно 4900м; категория сложности 2б-3а. Спуск по крутому снежному склону вдоль скал (перильная страховка) 80м. От отдельно стоящих камней спустили один за другим 3 больших камня, которые сошли по свежевыпавшему сырому снегу, вызвав небольшую лавину. После этого срастив 3 веревки спустились по перилам. Последний после спуска продернул основную веревку со вспомогательной (репшнур 90 м.) через петлю (фото 62-64).

Дальше спуск не представлял сложности. По центру ледника в связках вдоль по руслу ледниковой речки, с трудом угадывающемуся под толстым слоем снега (фото 69). Язык ледника довольно круто обрывается к замерзшему озеру (фото 70). Всего спуск от ночевки на перевале до озера занял 4 часа. От озера по моренным валам, затем по правому берегу речки по колено в снегу (и это там, где должна расти трава), полностью подтверждая перевод с киргизского Акшийрак - белое колено. Всё вокруг бело, редкая былинка вылезет из под снега. Зато много следов сурков. Вскоре через 1,5 часа от озера группа останавливается на ночевку, на слиянии левого и правого истоков реки Курга-Тепчи. Естественно всё под снегом толщина уже 20-30см. От ночевки на слиянии подъем вдоль правого истока по левому берегу 1 час в направлении первой выраженной заснеженной вершины (фото 71) (в отличие от покрытого снегом склона - результат снегопада выпавшего 6-7 августа выдав за два дня 44мм - месячную норму осадков, как выяснилось потом на метеостанции).

Перевал без названия, н/к.

Река Курга-Тепчи Южная, широко разливается на несколько рукавов и переход через неё не составляет труда. Сразу же после перехода через реку следует начать набирать высоту ориентируясь на русло реки. Слева от вершины влево уходит пологий ровный склон. Нижняя треть склона пологий, травянистый склон покрыт естественно, снегом. Выше появляются камни, становится круче. В верхней трети подъем идёт по руслу небольшой речки (справа и слева снег).

От реки через 1 час становится положе, движение продолжаем в направлении широкой седловины (жалеем, что нет лыж). Ещё через 1,5 часа ходьбы по начинающему раскисать снегу открывается долина реки Каинды, вдали виднеются ледники и притоки (фото 72). Перевал не представляет сложности ни на подъеме, ни на спуске. Седловина - широкое снежное плато. Нет характерных ориентиров для тура. Записки и тура нами не было оставлено. Перевал некатегорийный, высота 4200-4250м.

Перевал Птицы, 2Б.

Крутой травянистый (изредка осыпи) склон на спуске приводит в долину третьего сверху левого притока Каинды (фото 73). В верховьях долины расположен ледник за N68 в классификаторе ледников массива с перевалами Геологов (2б), Днепропетровский (2б), Южный (2а). Язык ледника прикрыт крутой высокой конечной мореной по камням которой перешли через речку. Пройдя вниз по течению 15-20 минут следует подняться на бугор справа 80-100м и, траверсируя, продолжать движение на запад. За бугром открывается широкое до 1 км ровное дно долины реки Каинды с первым (ледник Экспедиционный, Веерообразный) и вторым (в верховьях его находится перевал Южный Джамансу - 2б) сверху левыми притоками. Второй слева приток Каинды при впадении пересекает дно долины своеобразной террасой. Река довольно сложная - следует тщательно искать место переправы. Ночевку под перевалом Птицы 2б следует устроить у впадения в р. Каинды, реки образующейся от слияния рек Экспедиционный и Веерообразный. Всего время в пути от истоков Курга-Тепчи - 7-8 часов.

От места ночевки вверх по ручью вытекающего из ледника Веерообразный до конечной морены 2x30 минут, подъем по гребню морены 30 минут. Продолжать движение по ложбине между склоном, разделяющем ледники Веерообразный с ледником второго сверху левого притока Каинды, и левой мореной ледника Веерообразный. После 2 часов морена исчезает - следует перейти на ледник. Слева по ходу два параллельных коротких отрога (фото 74), впереди 3 км скальная гряда с перевалом Скальный 2а в месте стыка с заснеженным склоном справа. Гряда уходит влево за параллельные отроги где образует узкий мешок с перевалом Птицы 2б, высота - 4700м.

Подъем под перевальный взлёт, в связках (закрытые трещины). Ходу под перевал от ночевки 4-5 час. Перемычка представляет собой снежный гребень с нависающими карнизами на восток (со стороны подъема) с четырьмя жандармами. Подъем следует начинать от бергшрунда забитого лавинными конусам На подъеме крутой ледовый склон 70-80° преодоление на передних зубьях кошек с нижней страховкой, с забиванием одного промежуточного ледового крюка. Группа поднималась под основание второго жандарма (фото 76), что явилось ошибкой. Всего на подъеме было навешено 2 веревки по 40 метров.

У второго жандарма тур не был найден и спуск с этого места оказался сложнее и опаснее (фото 77). Тогда обогнув второй жандарм со стороны спуска с навешиванием перил у третьей "птицы" (фото 78) был найден тур и удобный спуск вдоль скал 40м с продергиванием веревки через ледоруб (фото 80). У нижнего края третьего жандарма через выступ была закреплена веревка 2х40м, которой с небольшим запасом хватило на преодоление снежно-ледового склона, крутизна 70°, протяженность до бергшрунда 60м заваленного лавинными сбросами (фото 81, 82). Последний участник спускался по двойной веревке пропущенной через ледовый крюк с петлей. Ниже бергшрунда веревку продернули. На преодоление перевала от бергшрунда на леднике Веерообразный до снежного плато в верховьях южной ветви ледника Петрова ушло 2,5 часа. На ночлег остановились в 10 минутах ходьбы от места спуска (фото 83). Ходовое время дня 8 часов.

От ночёвки спуск по насту вдоль отрога справа (фото 84, 85, 79). Ледник закрыт - движение в связках. Не доходя до конца отрога уход траверсом со снижением влево, обходя и перепрыгивая трещины. Движение в направлении рыжего осыпного склона - восточной части гребня идущего от перевала Петрова (фото 89). Ледник сползающий с перевала Петрова 1б покрыт снегом от 20-30 см, с севера ограничен мореной протянувшейся от рыжего отрога до языка ледника. В камнях этой морены была спрятана заброска на обратный путь и н.з. (фото 90). Ходовое время дня из под перевала Птицы до морены 5 час. 35 мин, от морены до языка ледника по пути подъема (см. выше). От языка ледника по зеленым холмам на дорогу ведущую в долину р. Сары-чат по пути пересекает 2 ручья. Зашли в гости на метеостанцию (фото 95), познакомились с персоналом.

На следующий день по дороге на север в направлении Терскея до слияния рек Ашу-Тор и Сары-чат. Незначительный подъем ведёт правым берегом реки к леднику Ашутор и одноименным перевалом 1б кат. сложности. Перед ледником разлилось озеро шириной до 2 км (фото 97). Выходить на ледник удобнее с левого берега (перед озером следует перейти на левый берег). Движение продолжать вдоль черного осыпного отрога (фото 98). Широкая седловина перевала видна издали, высота - 3600м. Перед седловиной нужно идти в связках, т.к. встречаются закрытые трещины. Тур найден не был (искали в скалах слева по ходу, западнее седловины).

Спуск на ледник по снежному склону 200-300м, затем поворот направо в обход трещин слева. У языка ледника следует выйти на гребень левой береговой морены. На ней видна уже набитая тропа (фото 99, 100), которая идет левым берегом р. Ашу-тор мимо осадкомера далее минуя прижим по узкой полке тропа твердо идет левым берегом заросшим травой, ниже встречается кочевник. Перед слиянием р. Котур-тором, Ашутор делает поворот налево на север и катит на встречу с Карабаткак, чтобы образовать Чон-Кызыл-Су (фото 104). В месте слияния с Котур-тором появляются ели, палатки чабанов. Ниже 4км тропа упирается в два прижима, один из которых проходится по камням, выступающим из воды, другой свободным лазанием 3-4м (фото 102). Ещё дальше встречаются широкие до 1км поляны с речками, левыми притоками Ашу-тора и через 10-20 минут ходьбы физико-географическая станция Академии Наук СССР. 6 километров ниже теплые ключи Джили-Су, а оттуда ходят уже машины в Покровку.

Фото.

81. Западный ледовый склон пер. Птицы
82. б/н
83. Пер. Птицы с ледника Петрова
84. Предполагаемый перевал, соединяющий л. Петрова с л. 2-го притока слева р. Каинды
85. Перевал Птицы
86. б/н
87. б/н
88. б/н
89. Ледник Петрова
90. База на л. Петрова
93. На леднике Петрова
94. б/н

Схема направления фотографирования в районе перевала ФиС