Горный Турклуб МГУ ^  На первую страницу отчета

back  Транспортно-политическая характеристика района Отчет о спортивном походе 4 к.с. на Памиро-Алае
(Матча) (2010 г)
План-график маршрута  forward

Организация похода

Прорабатывать различные варианты заезда в район мы начали в середине апреля. Для начала мы написали запросы в три компании, которые заявляют, что работают в Таджикистане - Азия Трэвел, Памир Экспедишнз (http://www.pamir-expeditions.com/) и Сайех. Азия Трэвел нам вообще не ответила. От Сайеха с почти 2-х недельной задержкой пришел ответ, что наш запрос переправлен в их представительство в Худжанде, и с нами скоро свяжутся. После этого на связь так никто и не вышел. Памир Экспедишнз через две недели ответил, что готов организовать нам заезд в район. Стоит отметить, что в этом году любое общение с туристическими компаниями шло очень медленно, часто были периоды, в течение которых вообще никто не выходил на связь. Вероятно, это было связано со сложной политической обстановкой в Киргизии, и все предпочитали дождаться хотя бы минимальной стабилизации, прежде чем давать какие-то обещания.

При первоначальном общении Памир Экспедишнз подписался на следующие услуги:

1. Оформление регистрации в Таджикистане (Худжанд);
  2. Оформление пропуска в погранзону в Киргизии;
  3. Заезд Худжанд-Ворух;
  4. Выезд Ворух-Худжанд;
  5. Закупка и доставка газа в Худжанд;
  6. Обеспечение (под гарантию оплаты страховой компанией) возможности в случае ЧП в горах вызова вертолета;
  7. Помощь в найме ишаков для заброски груза из Воруха через перевал Дунон в долину Бирксу.

Получив подтверждение от Памир Экспедишнз, в конце мая мы купили билеты в Худжанд. В 2010 году из Москвы туда летали две авиакомпании - S7 и Таджик Эйр. Цены и даты рейсов у обеих компаний были практически одинаковыми. Мы выбрали S7, исходя из того, что весь груз на поход мы собирались везти с собой на самолете. По опыту прошлых лет от этой авиакомпании можно было добиться разрешения на увеличение нормы провоза багажа, написав письмо на имя вице-президента компании Еремина А.В. За полтора месяца до отъезда оформили и отвезли в офис авиакомпании такое письмо, после чего периодически интересовались по телефону, было ли получено подтверждение. К сожалению, за пару дней до отъезда, пообщавшись с Ереминым лично, выяснили, что с этого года приказом генерального директора в S7 запрещено любое увеличение нормы провоза багажа по письму. Он очень извинялся, сказал, что если мы еще соберемся лететь в поход рейсом S7, то можно к нему обратиться до покупки билетов, и он сможет организовать большую скидку. Но нам это уже никак не могло помочь, пришлось при сборах дополнительно думать, как упаковать все так, чтобы заплатить за огромный перевес как можно меньше.

В последний месяц перед отъездом общение с Памир Экспедишнз шло с большими сложностями. Ровно за месяц, как и было оговорено заранее, мы выслали в компанию список группы с паспортными данными участников для оформления всех необходимых документов. В течение недели с лишним нам никто не отвечал. Мы начали обзванивать все известные нам офисы компании, дозвонились до ташкентского, там нам подтвердили, что данные на оформление переданы, но сказали, что сотрудник, занимающийся нами, сейчас в командировке. Еще несколько раз в течение месяца мы звонили в компанию для уточнения подробностей, но нужного нам человека никогда не могли застать. Было понятно, что с оформлением документов в Киргизии есть какие-то сложности, но в Памир Экспедишнз уверяли, что их удастся решить до нашего приезда.

За день до вылета в Худжанд нам позвонили и сообщили, что оформить пропуск в погранзону в Киргизии не удается. Поскольку район мы прорабатывали хорошо и рассчитывали, что проблемы с заездом через Киргизию могут возникнуть, то за ночь нам удалось просчитать и согласовать с МКК резервный вариант с заездом по долине Зеравшана. С утра мы повторно созвонились с ташкентским офисом Памир Экспедишнз, и нам сказали, что есть вариант дооформить все необходимые документы на месте. Также нам дали контакты фирмы Памир Трэвел (http://www.travel-pamir.com/) и ее директора Садулло Хасанова, который должен был организовывать наш заезд на месте. Мы решили, что будем выбирать, по какому варианту маршрута идти, на месте в Худжанде в зависимости от того, удастся ли согласовать маршрут с киргизскими пограничниками или нет.

Перед отлетом группа встретилась на Павелецком вокзале 23 июля в 17:40. До Домодедово доехали на Аэроэкспрессе. По прибытии в аэропорт стали переупаковывать рюкзаки, надевая на себя (в 30-градусную жару :) ) все теплые вещи. Мы старались перераспределить груз так, чтобы рюкзаки вписывались в разрешенную норму в 20 килограмм. Полностью нам этого добиться не удалось, но за перевес практически в 100 килограмм мы заплатили всего 4000 рублей. К тому же выяснилось, что по нормам аэропорта Домодедово рюкзаки считаются негабаритным грузом, взвешиваются при регистрации, но сдаются в отдельном окне в другом конце аэропорта, причем там не перевешиваются. Таким образом, пока мы переносили рюкзаки по аэропорту, удалось убрать в них обратно большую часть вещей. :) Процесс перепаковки и регистрации занял у нас больше часа, и на посадку мы еле успели. В целом, конечно, при необходимости так играться с грузом, стоит приезжать в аэропорт с большим запасом времени.

В Худжанд мы долетели примерно в 2:30 по таджикскому времени (+1 к Москве). В аэропорту нас встретил Садулло Хасанов, директор Памир Трэвел. Мы сразу попытались уточнить обстановку в районе и наши перспективы на завтра. По словам Садулло, в окрестностях Воруха все спокойно, информации о каких-то инцидентах нет, и все необходимые документы можно оформить на месте. После короткого разговора мы поехали в офис Памир Трэвел в центре Худжанда. Офис представляет собой две квартиры в разных подъездах пятиэтажного дома, в одну квартиру поселили девушек, в другую парней, сославшись на местные обычаи. Перед сном мы еще некоторое время разговаривали с Садулло, договорились, что завтра с утра подаем документы на оформление регистрации в Таджикистане, после чего выезжаем в Ворух и оформляем там все необходимые документы. Мы несколько раз подчеркнули, что нам необходимо согласование как с таджикскими, так и с киргизскими пограничниками. Садулло заверил нас, что их представитель завтра это организует.

24 июля мы проснулись в 8:30. С утра долго собирались, нужно было распределить вещи по рюкзакам, расплатиться с Памир Трэвел за заезд, собрать документы на оформление регистрации. Небольшую сумку с вещами девушки оставили в офисе, чтобы забрать ее при выезде. В процессе сборов выяснилось, что у нас есть проблема с газом, из 40 заказанных нами маленьких резьбовых баллонов в Худжанд успели привезти только 23. При этом в городе туристических магазинов, которые торговали бы газом, нет. Садулло предложил нам взять с собой 5-литровый кухонный газовый баллон с навинчивающейся на него горелкой. Прикинув вес и расход газа и примерив баллон к рюкзаку, решили, что на первую часть похода нам газа хватит, а дальше можно будет отстрелить громоздкий баллон в заброску на перевале Щуровского и забрать при выходе из района. В 11 мы вышли в город и, дожидаясь оформления регистрации, позавтракали в небольшом кафе на площади рядом с драмтеатром. К окончанию завтрака пришла представительница Памир Трэвел Ситора, от которой мы узнали, что регистрацию нам оформят только к понедельнику 26 июля. Обычно в Таджикистане по выходным регистрацию не оформляют, но была надежда неформально договориться с заведующей паспортного стола. К сожалению, по каким-то причинам это не получилось. Мы решили, что в любом случае выезжаем в Ворух разбираться с пограничниками, а регистрацию нам довезут на место начала похода после ее оформления.

В 13:00 мы выехали на микроавтобусе в Ворух. От Памир Трэвел с нами поехала Ситора. Дорога до Воруха, по которой нас завозили, на всем протяжении хорошая. Ни киргизских, ни таджикских пограничников мы не встретили. После Исфары на дороге есть пост ГАИ, на котором нашу машину хотели проверить, но, после краткого разговора с Ситорой, пропустили. В целом, нас смущало то, что нам нигде не поставили отметку о пересечении границы, но Ситора нас уверяла, что это обычный путь заезда и проблем он не вызовет. Поскольку мы в любом случае собирались получать разрешение на нахождение в районе у пограничников обеих стран, мы решили, что сможем разобраться со всем на месте.

В 16:00 мы въехали в Ворух. В кишлаке наши водители ориентировались плохо, несмотря на заверения, что они ездят сюда постоянно. Несколько раз останавливались уточнить у местных дорогу к перевалу Дунон, пару раз пришлось разворачиваться и возвращаться. Кишлак оказался неожиданно большим, вытянутым вдоль реки на несколько километров. Наконец, примерно через час мы подъехали к окраине Воруха. Здесь идущую дальше дорогу перегораживал деревянный шлагбаум, стоящий напротив дома с официально выглядящей табличкой на таджикском языке(фото 1) (фото 2). Из дома к нам вышел мужчина в военной форме. Звали его Джалиль, точную свою должность он нам не назвал, насколько удалось понять впоследствии, он в этом районе что-то вроде лесника, контролирующего заготовку дров местным населением. Параллельно он следит за тем, кто следует в направлении границы, и передает эту информацию на таджикскую погранзаставу в Ворухе. С ним мы договорились, что можем поставить палатки в его саду и дожидаться оформления всех необходимых документов, но сначала нужно доехать до таджикской погранзаставы и согласовать наше нахождение здесь. Касательно киргизских пограничников он сказал, что с ними также маршрут необходимо согласовать, но больших проблем это не вызовет, потому что киргизский полковник, контролирующий границу, его лучший друг и поможет нам со всеми необходимыми разрешениями.

Примерно в 17:30 от дома Джалиля выехали к таджикской погранзаставе. Пришлось проехать практически весь Ворух в обратном направлении и потом свернуть на боковую дорогу. Таджикская погранзастава стоит на окраине кишлака на небольшом возвышении. Доехали до нее мы в 17:55. Ситора пошла договариваться с пограничниками, мы ждали около автобуса. Минут через 20 она вышла, сказала, что для окончательного согласования маршрута нужно ехать в Исфару, по телефону с ними связались, теперь они ждут копии наших документов, и сегодня разрешение будет получено. Мы напомнили про согласование маршрута с киргизской стороной, нам сказали, что из Исфары свяжутся с Баткеном и утвердят маршрут с киргизскими пограничниками. Мы еще некоторое время пробыли около погранзаставы, пока снимали копии с наших документов, выпили водки с таджикским подполковником за российско-таджикскую дружбу.

К 20:00 на микроавтобусе мы вернулись к дому Джалиля и начали ставить палатки в абрикосовом саду. Ситора на микроавтобусе уехала в Исфару, связь с ней мы держали по телефону (во всем Ворухе мобильная связь хорошо работает). Примерно в час ночи она вернулась, сказала, что и с таджикскими, и с киргизскими пограничниками наше пребывание в погранзоне согласовано, и теперь нужно только дождаться оформления регистрации в Таджикистане. Регистрацию она должна была привезти в понедельник 26 июля, договорились в этот день с утра созвониться и уточнить точное время. Наши паспорта мы передали Ситоре для оформления регистрации, у нас остались только копии.

Весь следующий день 25 июля мы отдыхали в абрикосовом саду у дома Джалиля (фото 3). Высота 1500. Готовили на 5-литровом газовом баллоне, полученном от Садулло, по времени выходило примерно так же, как на обычной горелке. Пару раз частью группы прогулялись в Ворух за фруктами и различной мелочевкой, вечером мужским составом с несколькими местными жителями отмечали какой-то праздник. Стоит отметить, что практически все мужчины в кишлаке хорошо говорят по-русски, а многие либо сейчас работают, либо недавно работали в России. Предметом особой гордости для многих является Российское гражданство, полученное за время работы в России. С Джалилем договорились, что на следующий день всю группу с утра мы отправим на проходящей мимо машине киргизских пограничников в его кош под перевалом Дунон, а руководитель догонит группу после получения документов от Ситоры.

26 июля подъем дежурных в 7 утра, общий в 7:30. Во сколько должна проходить машина было непонятно, поэтому завтракали и собирались быстро. Примерно в 9:30 подъехала машина, мы загрузили в нее все рюкзаки и в 9:55 выехали (фото 4). Руководитель остался в доме Джалиля дожидаться Ситору с паспортами и регистрацией. В 11:20 машина выгрузила группу у коша под перевалом Дунон, высота 2275. Участники поставили палатки чуть в отдалении от коша и стали дожидаться руководителя.

Руководитель в течение дня несколько раз созвонился с Ситорой, но процесс оформления регистрации все время затягивался. Наконец, примерно в 17:20 нам к дому Джалиля привезли документы. Нас несколько удивило, что никакой бумаги, формально разрешающей нахождение в погранзоне, так и не оформили (хотя и обещали). Но Ситора в очередной раз уверила, что наш маршрут согласован с обеими сторонами, и будет достаточно на следующий день отдать копии наших документов киргизским военным, стоящим на перевале Дунон. Подвохов в таком варианте мы не увидели, нас проверял на границе и пропускал в погранрайон киргизский военный, оставляя у себя все данные о нашей группе. Завершив все формальные вопросы и отпустив машину, примерно в 18:00 руководитель и Джалиль вышли из дома к кошу под перевалом.

Вид в направлении Дунона от шлагбаума