Горный Турклуб МГУ ^ Оглавление

6.15. Долина р. С. Аргамджи

С утра 11 августа отличная погода, греемся и сушимся на солнышке. В 9:55 выходим с ночевок у озер вверх по левому берегу р С. Аргамджи, выбирая путь ближе к сухим травянистым склонам справа по ходу. В целом, долина реки пологая и широкая, с плавным набором высоты. Почти все время придерживаясь правого по ходу склона, идем немного выше дна долины, изредка переходя через пересохшие русла ручьев и локальные болотистые участки. За три перехода к 11:50 подошли к выраженному левому притоку реки, с чистой быстрой водой. Пересекаем ручей, запасаемся водой и отдыхаем.

Судя по карте и характеру пройденной части долины, берега реки в ее верховьях заболочены и плотно покрыты стлаником. Принимаем решение обойти значительную часть такого нерадостного пути выше, по травянистым склонам справа по ходу. От ручья довольно резко набираем высоту по склону, за полтора перехода оказываемся на его перегибе и дальше движемся в направлении вдоль реки. Дальше на северо-восток обнаруживаем на склоне группы отдельно стоящих выветренных скал-останцов. Фотографируем и немного используем их для разминочного лазания.

Понимаем, что последующее движение по травянистому склону слишком далеко уведет нас от направления на перевал Жумалы, около 14:00 решаем приспуститься в болотистую долину реки, нацеливаясь на слияние р. Жумалы со вторым левым притоком. Почти сразу на спуске начинаются заросли стланика, затем на выполаживании — подсохшее болото. Дойдя до слияния, останавливаемся на левом берегу притока на островке из крупной осыпи, где около 35 минут пережидаем под тентом набежавшую грозу. В целом, погода становится более ветреной и неустойчивой, чувствуется дыхание осени.

Дождавшись солнца, переходим небольшой ручей — приток и оказываемся на совсем заболоченном дне долины реки С. Аргамджи. Переходя по кочкам, посреди болота обнаруживаем замечательную песчаную пляжную отмель в разливе реки чуть выше озерца, на которой в 15:50 останавливаемся на обед.

В 17:00 выходим дальше по левому берегу реки, по мокрому болоту, в направлении на хорошо просматриваемый травянистый выкат с перевала Жумалы. В процессе поиска сухой тропы подходим вплотную к склону справа по ходу и вдоль него доходим до сухого выката с перевала. По нему возвращаемся к берегу реки, где в 17:45 находим неплохое место для ночевок.

Расчёт ходового времени:

Вдоль левого берега р. С. Аргамджи до мощного левого притока 1 ч. 35 мин.
Подъем на травянистый взлет справа по ходу и далее до скальных останцов 45 мин.
Спуск к реке, брод через левый приток, путь по болотистой долине до песчаной отмели 1 ч. 30 мин.
По левому борту долины верховьев С. Аргамджи под перевал Жумалы 40 мин.
На подъем 4 ч. 10 мин.
На спуск 20 мин.
Всего 4ч. 30 мин.

Основные сложности — преодоление либо обход заболоченных и заросших участков по берегам реки, поиск места для ночевок/обеда в истоках реки. Рекомендации — все время придерживаться правого по ходу борта долины, избегать движения по дну долины вдоль берега реки, не упустить возможность посмотреть и пощупать скалы — останцы.