Горный Турклуб МГУ ^ На первую страницу отчета

Отчет о походе 5 к.с. на Акшийраке+Терскее (2004г)
  back  Перевал Дружба  up Оглавление up  Перевал Золотарева + пик Орой/5150  forward

Перевал Джамансу Восточный (2А, в режиме п/п)

Категория трудности:
Высота: 4580 м
Характер: снежно-ледовый
Расположен: в отроге между ледниками Джамансу и Калесника (вторая по счету с юга седловина в гребне).
Прохождение: 10 августа 2004 года с ледника Джамансу на ледник Калесника.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры.

link to 126Kb photo После радиального выхода на перевал Дружба мы собрали лагерь, вышли в 840 и за 25 минут поднялись на седловину нашего перевала (41.87659°N, 78.38875°E, высота 4580м). Набор высоты всего 15м, справа по ходу от седловины - характерная скала, которая нам напомнила лисью мордочку, слева - два скальных "карандаша", образующие букву "Л" (фото 91). Седловина перевала широкая и снежная, можно спокойно собраться всей группой (фото 98).

Единственное упоминание перевала есть в отчете Сергеева 1977 года (N3376 в библиотеке МГЦТК). Их группа радиально вышла на перевал со стороны ледника Джамансу, дала ему условное название Джамансу Восточный и оценила спуск на ледник Калесника как 2А-2Б. Тура на перевале мы не нашли, однако в скале к северу от седловины (фото 99) на высоте около 2.5м над уровнем снега мы обнаружили крюк. Можно предположить, что какая-то группа спускалась с перевала на восток при гораздо более высоком уровне снега, чем у нас. Возможно, это была "местная" группа из Пржевальска, которая проходила перевал в межсезонье.

Поскольку мы с самого начала знали, что мы не первая группа на этом перевале, и, возможно, не первая группа, которая прошла перевал насквозь, то мы не стали придумывать свое название, а предлагаем закрепить за перевалом название, данное группой Сергеева - Джамансу Восточный. Тур мы сложили под скалой к северу от седловины.

На востоке от перевала хорошо виден пик 5125 - высшая точка Акшийрака. В юго-западном плече вершины находится непройденная насквозь седловина (ориентировочно 3А), к которой ведет крутой висячий ледник (фото 97). С седловины на вершину ведет эффектный скально-снежный гребень (фото 96) по которому в 2003 году на вершину поднялась связка-двойка из группы Воронова из Перми.

link to  77Kb photo С перевала Джамансу Восточный к леднику Калесника ведет ледовый склон крутизной 35° (в верхней части 45°), присыпанный свежим снегом (фото 100). Практически вдоль всей седловины на восточную сторону имеется метровый карниз, который сходит на нет в южной части седловины, где мы и начали спуск (фото 101). Мы повесили две веревки на ледобурах, второй веревки как раз хватило для прохождения неширокого бергшрунда. Ниже бергшрунда весь склон был в лавинных выносах, поэтому каждый, кто спускался по перилам, не задерживался у бергшрунда, а проходил еще пару сотен метров вниз до выполаживания склона. Затем веревки сдернули с помощью ледобура-самосброса.

В цирке перевала Джамансу Восточный также имеется еще одна непройденная седловина (фото 102) к северу от нашего перевала, которая ведет на относительно крутой узкий ледничок (отделенный от плато перевала Джамансу Восточный скальным гребнем), спускающийся к леднику Джамансу.

В 1100 мы все собрались на леднике Калесника и через 15 минут начали спуск вниз. Под снегом имелись отдельные небольшие трещины, поэтому на всякий случай первый переход до основного тела ледника мы прошли в связках. Затем ледник становится открытым и совсем пологим, трещин почти нет. Хорошо видны перевалы Калесника и Калесника Западный (фото 103), перевал Геологов (фото 105) и пик 5125 (фото 104).

Перед подходом к языку ледника, стекающего с пика 5125 (фото 106) крутизна ледника Калесника увеличивается до 15° и начинается зона трещин. Для прохождения этого участка нам пришлось надеть кошки, оптимальный путь движения - ближе к левому борту ледника. Затем ледник стал опять пологим, и мы продолжили движение по нему уже без кошек, постепенно смещаясь к правому борту. Срединная морена, довольно большая в районе выполаживания ледника, постепенно сошла на нет, и мы пересекли ее без проблем. Ближе к языку ледника крутизна опять немного увеличилась, однако неровная поверхность льда и большое количество каменного "мусора" облегчили спуск. У начала зачехленной части ледника немного выше окончания отрога, ограничивающего ледник Калесника слева, в 1255 мы остановились на обед. На северо-западе от нас хорошо виден ледник Солнечный с перевалами Золотарева и Осыпной.

За 35 лет, прошедшие с момента составления карты-"километровки", ледники Калесника и Джамансу отступили более чем на километр и оторвались друг от друга. Стоянки на морене на "стрелке" ледников (фото 107), вероятно, еще существуют, но воды там может не быть. Долина реки Джамансу представляет собой глубокий желоб с конгломератно-осыпными стенками (фото 108). На противоположном борту долины есть достаточно пологие травяные площадки, однако вода там, скорее всего, есть только в каньоне реки, текущей с ледника перевала Чомой Главный.

Разведав после обеда путь спуска вдоль правого борта, мы обнаружили, что пройти там проблематично - вниз уходили крутые ледовые холмы, покрытые жидкой грязью и мелкими камнями. Поэтому мы перебрались по большому камню через речку, текущую по центру ледника и начали спуск слева от нее. В процессе спуска нам встретились пологие участки бараньих лбов, покрытые песочком, на которых возможна установка лагеря. Но нам хотелось попасть на дневку на травяные площадки либо левого борта долины, либо у самой реки Джамансу после впадения в нее речки с ледника перевала Курга-Тепчи Левый. Поэтому мы продолжили спуск по камням и через полчаса были у реки Джамансу. Однако в 16 часов вечера река представляла собой серьезное препятствие и переправа через нее вброд была малореальна. Попытка найти место переправы через речку с ледника Калесника (чтобы уйти вниз по долине Джамансу) также не увенчалась успехом - и эта река оказалась вечером довольно серьезной из-за большого уклона русла. Погода испортилась, и начался снегопад, что определило наше решение - не устраивать переправ и не затевать длинные обходы, а вставать на дневку прямо здесь, в сотне метров выше слияния рек Калесника и Джамансу (41.91211°N, 78.41417°E, высота 3560м).

Впрочем, все оказалось не так плохо. Среди завалов камней мы нашли ровные, укрытые от ветра площадки под палатки, которые выровняли песком. На следующий день 11 августа была запланированная дневка, мы отоспались, отдохнули, постирали и высушили вещи. На солнце было довольно жарко, но чувствовалось соседство ледников, да и погода периодически портилась и по долине вниз в сторону Куйлю проходили тучи. Речка Калесника в первой половине дня не представляла абсолютно никаких проблем, да и через Джамансу с утра можно было бы попытаться перебраться по камням (хотя и без гарантии на успех), таким образом, мы рекомендуем другим группам от переправ после обеда в долине Джамансу отказаться.

Расчет ходового времени: Всего: 3.5 часа

Перевал Джамансу Восточный по нашему мнению можно оценить как 2А. Перевал может быть рекомендован для групп 3 к.с. и выше в качестве удобного варианта пути с ледника Калесника на южную часть ледника Джамансу. Перевалы Джамансу Восточный и Дружба примерно равнозначны и выбор между ними может определяться, в том числе, на основе предпочтений между ледовым и скальным рельефами. Восточный склон перевала может быть лавиноопасен.