Горный Турклуб МГУ ^ На первую страницу отчета

Перевал Нева

Категория - 2Б       Характер - скально-ледовый
Высота - 3600 м       Ориентация - С-Ю

Расположен в боковом отроге ГКХ между вершинами Безымянная и М.Донгуз-Орун. Ведет из долины реки Азау ("Песчаная гостиница") на ручей Медвежий (приток реки Донгуз-Орун).

Прохождение: 16-18 августа 1998 года со стороны "Песчаной гостиницы" группой в составе 6 человек под руководством Лебедева К.Д. Описание дается в направлении с севера на юг (с ледника Чегет-Кара на ледник Медвежий).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, веревки основные, ледобуры, крючья скальные, молоток, закладные элементы, расходные петли, жумары, тормозные устройства.

* * *

От станции канатной дороги на поляне Азау левым бортом узкого ущелья проходим к языку ледника Большой Азау (2 перехода). По зачехленному языку переходим на правый орографически склон. Далее по крутому конгломерату и скально-осыпному склону поднимаемся до тропы и по ней выходим на плоскую часть долины (1-1,5 перехода).

С площадок "Песчаных гостиниц" поднимаемся 200 метров в направлении перевала Азау вдоль ручья. Затем переходим его по камням на правый орографически берег и траверсом травянисто-осыпных склонов движемся к леднику Чегет-Кара (не особенно забираясь вверх по склону).

Ледник зачехленный и по нему удобно идти. Путь до ледника занял около 40 минут от "Песчаных гостиниц". Левым берегом ледника по старым снежникам поднимаемся (30 минут) до зоны трещин, которую легко облезаем по скально-осыпным лбам слева (орографически). Предперевальный цирк небольшой. На скалах справа по ходу есть ручей и альпинистские площадки на две палатки. Место довольно удобное и с него открывается замечательный вид на Эльбрус (фото 2b). Отсюда до перевального склона 10 минут ходу.

Склон перевала Нева представляет собой крутой лед с ледопадом в своей нижней части (фото 1b). В гребне видны три седловины, к самой левой из которых (по ходу) ведет скальный контрфорс, расположенный в самом центре склона. Контрфорс прорезан кулуаром. Выход с ледника на скалы возможен по мосту через рантклюфт левее всех бергшрундов (по ходу). До скал идем в связках. Выход на скалы также спокойный без провешивания перил.

Первые 30-50 метров скалы довольно крутые (60°) и требуют перильной страховки (1 веревка). Дальше выходим на правый из двух контрфорсов и легким лазанием поднимаемся до его верха (300 метров, 45-50°, открытый рельеф, опасность спустить камни друг на друга). Пересекаем кулуар вправо по ходу (15 метров, возможно фирн, камнепад!). Выходим на левый контрфорс к крутому участку скал (3 часа пути от лагеря). Далее 50 метров перил прямо по гребню вверх. С обеих сторон узкого гребня крутые ледовые склоны - обход невозможен. Выше гребень имеет еще один крутой участок , который может потребовать перильную страховку. Еще выше гребень сходит на нет и необходимо выйти еще на 150-200 метров прямо вверх к рыжим скалам, идущим параллельно перевальному гребню.

Далее заворачиваем вправо по ходу и траверсируем перевальный скально-осыпной склон (300 метров, ниже по склону - ледовый кулуар). На перевал выходим по острому гребню. На перевале тур. Спуска прямо вниз нет! От лагеря 5-6 часов общего "грязного" времени. Далее движемся вправо по ходу через большой жандарм (обходится слева) и прямо по перевальному гребню доходим до крутого спуска на среднюю седловину. Спуск - 50 метров дюльфера. На средней седловине также есть тур. Спуск с неё на ледник Медвежий представляет собой 70 метров пологой осыпи. Ледник в этом месте закрытый, пологий, трещин почти нет. Для спуска на ручей Медвежий необходимо, правда, ещё преодолеть ледопад (обходится слева вдоль скал 45-50°, 3 веревки).

Дальнейший выход на перевал Медвежий (2А, 3450 м) проходит по закрытому леднику (движемся в связках - 30 минут, фото 4b). На седловинах (их две) есть хорошие площадки под палатки и туры. Здесь делаем ночевку. Лучший спуск ведет с правой седловины и представляет собой кулуар длиной около 300 метров и средней крутизной 45°, он хорошо просматривается прямо до выхода на ледник (фото 7b). В кулуаре камнеопасно! В средней его части необходимо провесить 3 веревки перил. Спуск с седловины занимает 1,5 - 2 часа.

На леднике движемся в связках, лавируя среди редких трещин (фото 3b). Выше крутого участка - пологий выход на скальную седловину перевала Безымянный (1Б, 3300 м) (фото 8b). В сторону перевала Донгуз-Орун ведет некрутой закрытый ледник. По ходу спуска уходим вправо к морене (осторожно - камнепад!!!). Ледник оканчивается "бараньими лбами", которые обходятся справа. Под "лбами" сворачиваем влево и попадаем на тропу с туриками. Через переход спускаемся к верхнему озеру. Здесь есть чистые ручьи и места для палаток. Прямо напротив расположен перевал Донгуз-Орун. Отсюда мимо развалин "Северного приюта" 30 минут хода до ручья Медвежий (пограничный пост, пропуска оформляются в Тырныаузе). От моста хорошо виден ледопад ледника Медвежий и седловины перевала Нева (фото 12b). Ещё за 1-1,5 перехода можно добежать до кафе "Ай". Канатная дорога, правда, работает всего до 15:30.

Перевал Нева впервые описан туристами в 1988 году и оценен как 3А к.с. В настоящее время сложность перевала уточнена и составляет 2Б. В нашем варианте прохождения (по скальному контрфорсу и в связке с перевалом Медвежий) сложность перевала оценивается нами как 2А-2Б. Перевал можно рекомендовать использовать для прохождения из верховьев реки Азау в долину реки Донгуз-Орун. Соседняя же седловина (т.н. перевал Ладога, 3А) не имеет самостоятельного значения и потенциально опасна.