Горный Турклуб МГУ ^ На первую страницу отчета

Перевал Ак Южный

Категория -       Характер - снежно-ледовый с В, осыпной с З
Высота - 3450 м       Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), между пиком Актур и вершиной Пирамида. Соединяет долины рек Ак-Тебе и Мырды.

Прохождение: 02 августа 1998 года со стороны реки Мырды группой в составе 8 человек под руководством Назарова М.М. (V отделение). Описание даётся от долины реки Мырды до верхнего цирка под перевалами Северный и Южный Ак. С перевала снята записка группы туристов г.Москвы под руководством Позднякова И.А. от 26 июня 1998 года (они ошибочно назвали перевал Северным Аком).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, системы, кошки, верёвки основные, жумары, ледобуры - 5 штук.

* * *

Подъём из долины реки Мырды начинается от средины берёзовой рощи после сазов. К левому (ор.) берегу ручья (стекающего из цирка перевалов Северного и Южного Аков) косым траверсом поднимается хорошая тропа. Дальше подъём правым (ор.) берегом ручья до террасы, где есть вода и площадки для палаток. Далее поднимаемся в цирк перевалов Ак. Справа становится виден моренный вал. Выходим на него и по его гребню поднимаемся к леднику. В средине подъёма 3-5 метров "бараньих лбов", которые можно обойти слева низом, либо пройти траверсом. Мы перенесли рюкзаки девушкам и пролезли в касках свободным лазаньем по скальной полке.

От начала ледника видны оба перевала Ак (фото 60). Ледник пологий открытый, трещин мало. Предперевальный взлёт - закрытый ледник (15°), 5-6 крупных трещин хорошо видны и переходятся по мостам. Далее ледник становится круче (20-30°). Не доходя до зоны падения камней, надеваем обвязки и кошки. Мы не пошли по правому (по ходу) пути по осыпи, потому что, во-первых, большая камнеопасность, во-вторых, там слишком круто, чтобы идти ногами, а перильную верёвку закрепить негде, и, наконец, мост через бергшрунд находился под ледовым выходом. Первая связка-двойка провесила перила от начала бергшрунда до седловины прямо по центру льда и далее по снежнику (1,5 верёвки). Подъём первого осуществлялся с двумя ледорубами и нижней страховкой (5 промежуточных ледобуров), крутизна льда и снега составляет около 30-45° (фото 61).

Седловина перевала - пологий осыпной гребень, 5 метрами ниже (к востоку) идет снежная полка. Трёх связанных верёвок по 50 м хватило на перила для людей (1 перестёжка), и для вытягивания рюкзаков. Поднимались с жумаром и в кошках, рюкзаки вытаскивали параллельно.

Ближайшее видимое место для ночёвки с водой - озерцо внизу и слева. Спуск по левому осыпному кулуару средней крутизны идет метров на 400-500 вниз, откуда можно спуститься к реке Ак-Тебе. Мы же спустились по правому осыпному кулуару примерно на 200 м вниз, а затем косым траверсом вправо перешли в кулуар, ведущий с перевала Северный Ак, где заночевали на небольшом снежнике. Этот снежник и пути спуска вправо хорошо видны с вершины, разделяющей перевалы Северный и Южный Ак (15 минут хода на север от седла). Спуск далее вниз по осыпи не должен представлять технических трудностей.